Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Море, солнце и... немного кино

15 июля, 1999 - 00:00

Взять хотя бы традиционный, седьмой по счету, международный детский кинофестиваль «Артек», который в нынешнем году, как никогда, реально был под угрозой срыва. И даже магическая, хотя и мало кому понятная формула, «фестиваль проходит под патронажем Президента Украины», не могла уберечь артековский киносмотр от финансовых и организационных трудностей. Правда, в «Артеке» о трудностях говорить не любят, но они, увы, налицо. И в стихийном, явно случайном подборе фильмов, и в малочисленности (по прошлым-то артековским временам) гостей, и в их, преимущественно, ретросоставе.

Впрочем, я ни в коей мере не хочу умалить заслуг артековского руководства в том, что такой фестиваль в принципе проводится. Это замечательно. Замечательно, что дети в течение недели могут досыта насмотреться кино на большом экране. Мало современных картин? Зато в избытке советской киноклассики, на которую, кстати сказать, юные зрители реагировали весьма бурно. И если в первые фестивальные дни для них существовало только два кумира, за которыми они ходили толпами, требуя автографов и общения, — Леонид Якубович, заглянувший в «Артек» на полтора дня, и Владимир Быстряков («Это он анекдоты по телевизору рассказывает!»), то спустя немного времени дети, похоже, не без удивления обнаружили, что существуют не только телевизионные герои. И уже изрядно постаревший Робин Гуд (Борис Хмельницкий), и все еще вполне бодрый товарищ Сухов (Анатолий Кузнецов) вызывали шумный ребячий восторг. Прибавьте к этому хорошую анимационную программу, которую по традиции готовит фестиваль «Крок», возможность непосредственного общения детей и кинематографистов, которое в «Артеке» называют по-солидному — мастер-классами, и становится понятно, что такой, ни на какой другой не похожий, фестиваль — дело в высшей степени благое. И будет жаль, если киносмотр зачахнет. А такое ощущение нет- нет и возникало.

Фестиваль этот некоммерческий. Существует он на средства «Артека» и НТВ при поддержке спонсоров, которые, как показал нынешний год, особой активностью не отличаются. Что касается поддержки государства, то на нее МДЦ «Артек» и не рассчитывает, поскольку является рыночным, а следовательно, вполне самостоятельным предприятием. Более того, генеральный директор Международного детского центра Михаил Сидоренко не устает повторять, что на рынке детских культурно- оздоровительных учреждений «Артек» вполне конкуретоспособен. И главная его особенность, если хотите, фирменный знак — обилие разнообразных тематических смен и соответственно фестивалей (тут и музыка, и балет, и экология, и космос, и бог знает что еще). Дескать, «Артек» предлагает педагогический продукт, а потенциальные покупатели вольны выбирать. Все бы хорошо, но ведь очевидно, что объять необъятное даже МДЦ не в силах, несмотря на самый высокий патронат, который, как довольно обтекаемо пояснил г-н Сидоренко, «помог нам решить некоторые вопросы». «Не стоит ли сконцентрировать усилия на нескольких приоритетных направлениях, а от чего-то отказаться?», — интересовались журналисты на встрече с генеральным директором. Но ни от одного из своих детищ «Артек» отказываться не хочет. Что ж, это можно понять. А вот принять...

Итак, если воспитательная и, главным образом, эмоциональная сторона фестиваля вопросов не вызывает, то содержательная, в первую очередь, конкурсная программа, — массу. Причин тому несколько. Во-первых, уникальный артековский киносмотр не зарегистрирован в международных фестивальных каталогах. Значит, он вроде бы и есть, а вроде и нет, то есть фильмы сюда попадают по знакомству и личным связям, а никак не официальным путем (это к вопросу о том, стоит ли направлять усилия на приоритетные направления). Во-вторых, надежды на кинопродукцию стран СНГ также перестали себя оправдывать, поскольку фильмов для детей и о детях здесь практически не снимают. Вот и попадают в конкурс фильмы типа «На бойком месте», который имеет отношение к детскому фестивалю лишь в том смысле, что более инфантильно-попсовую экранизацию классики трудно себе представить. Не меньшее удивление вызвала еще одна конкурсная картина «Юкка» — на редкость нединамичное, распадающееся на части, вымученное кинодействие, которое создатели всеми силами пытаются втиснуть в форму криминального боевика. Самое грустное для меня состояло в том, что дети назвали «Юкку» самым увлекательным фильмом, а исполнителей главных ролей — Елену Яковлеву и Игоря Бочкина — лучшими актрисой и актером, юную Юлию Чернову (помните ее в картине «Бедная Саша»?) — лучшей девочкой-актрисой.

Собственно, артековским зрителям (а все они и составляли жюри) выбирать, повторяю, особенно не приходилось. Была очень любопытная киргизская картина «Бешкемпир», в минувшем году номинированная на «Оскар». Она удостоилась звания «Самый мудрый фильм», а исполнитель главной роли Мирлан Абдыкалыков — «Лучшего мальчика-актера». Это — авторское кино, такой себе своеобразный киргизский «Амаркорд», воспоминание режиссера Актана Абдыкалыкова о своем детстве в глухом киргизском селе. И наконец, пожалуй единственный фильм, который наиболее соответствует детскому фестивалю — «Последняя попытка Софии», производство Исландия-Норвения. История 12-летней Софии, которая случайно узнает, что ее отец проживает вовсе не в далекой загранице, а в одном с ней городе, но о существовании дочери даже не подозревает. Смешная и грустная история о детском одиночестве. Одиночестве среди вполне благополучной и сытой жизни, среди шумного и равнодушного города. Кино сделано по-скандинавски размеренно, история рассказывается неторопливо. Прямо — советское киноретро. И кстати, именно оно по- настоящему затронуло таких разных и очень современных обитателей нынешнего «Артека». «Последняя попытка Софии» удостоилась сразу двух наград — «Самый добрый фильм» и, вообще, «Самый-самый».

* * *

Фестиваль завершился. Закрытие было, как водится, пышное, шумное, с музыкой, танцами и песнями детей, с долгими речами официальных мужей, с грандиозным фейерверком. Было грустно. Доведется ли еще сюда приехать? Выстоит ли фестиваль? Выживет ли кино вообще? И тут я вспомнила рассказ режиссера и актера Игоря Черницкого, к которому после мастер-класса подошел 15-летний паренек из Симферополя. «Возьмите меня сниматься в свой следующий фильм, — попросил он. — У меня получится». Игорь стал объяснять, что неизвестно когда ему удастся запуститься с новой картиной. Да и вообще, мол, кино сегодня — это дело неблагодарное, прокормиться им трудно. Но его юный собеседник был непреклонен: «Я все равно буду сниматься в кино». А ведь и правда, пока не переведутся такие настырные, кино будет. Это факт. Будет ли кино в «Артеке»? Не знаю. Но очень хочется.

Анна ШЕРЕМЕТ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ