Сегодня он — ведущий актер Национального театра им. И. Франко, выступает в антрепризе компании «Бенюк-Хостикоев», снимается в кино и на телевидении, гастролирует как певец и кобзарь. Тарас Постников первым вынес на профессиональную драматическую сцену украинскую старосветскую казацкую кобзу. Его голос звучит самобытно и сильно в спектаклях разных театров (ныне он единственный кобзарь в Украине, имеющий профессиональное актерское и музыкальное образование). Играет на флейте, фортепиано, пишет стихи, был солистом в популярных эстрадных группах «Ніч на Різдво» и «Екс-президенти».
Выступления актера и кобзаря — это всегда потрясающее действо, которое поражает слушателей. Произведения в его исполнении содержат эмпирическую исповедь национальной души, напоминают о далеком прошлом. Таким Тарас Постников предстал и на сцене Национального культурного центра Украины в Москве во время поэтического марафона «Славянские ручьи», проходившего в рамках IV Международного форума «Популярная литература и современное общество». Шумная Москва затихла под звуки его кобзы, давая волю эмоциям и искренности чувств. После выступления мы пообщались с актером, который рассказал о том, когда игра на кобзе стала частью его жизни, и оказалось, что играть на уникальном инструменте он научился сам!
— Перед учебой в Киевском институте театрального искусства им. И. Карпенко-Карого я получил серьезную профессиональную подготовку в Винницком музыкальном училище им. Леонтовича. Закончил училище по классу флейты. И мне как духовику было сложно овладевать струнно-щипковым инструментом. Взял самоучитель игры на кобзе известного кобзаря Владимира Кушпета и начал настойчиво работать, — признается Тарас ПОСТНИКОВ. — А когда пришел к нему на первый урок, то он, услышав, как я играю, сказал, что ему учить меня нечему! Но я не считаю себя человеком, который в полной мере овладел кобзой. Это сложный инструмент с еще не раскрытыми возможностями, поэтому мне нужно еще много работать и овладевать им...
— А когда вы впервые вышли на сцену?
— Я театральный ребенок. С детства был на сцене, это было еще когда мои родители работали в Сумском театре музыкальной комедии им. Щепкина. А первую роль сыграл еще школьником в 1988 г., когда мы с семьей переехали жить в Винницу, в Винницком музыкально-драматическом театре им. Садовского. Тогда я сыграл роль внука в спектакле Е. Дударева «Крик журавля», режиссера В. Селезнева (сейчас он художественный руководитель этого театра, и там сейчас работают мои родители). А мой дебют в кино состоялся, когда мне исполнилось четыре года, я сыграл главную роль мальчика в детском фильме о дружбе ребенка и собаки, но, к сожалению, лента не вышла на экраны.
— Где сегодня используете кобзу?
— Впервые использовал кобзу в спектакле о Жанне д’Арк — роковой опере «Белая ворона» театральной компании «Бенюк и Хостикоев». В ней я играю две роли — молодого Менестрелли и короля Франции — потомка королевы Франции Анны Ярославовны, украинки, дочери киевского князя Ярослава Мудрого. Мы с Анатолием Хостикоевым, режиссером этого спектакля, нафантазировали, что она могла научить своих детей и внуков, а те, в свою очередь, — следующие поколения, украинским песням и любви к культуре своей далекой прародины Руси-Украины. И если языка король, вероятно, уже не знал, то мелодию знать мог. И вот я пою украинскую казацкую песню на «актерском французском», таком себе тарабарском!
Играю на кобзе и в музыкальном спектакле «Задунаец за порогом» компании «Бенюк и Хостикоев». Это версия «Запорожца за Дунаем» по Гулаку-Артемовскому. Мы немного переделали сюжет, добавили истории, которая более трагична, чем романтична. В этом спектакле я пою и играю роль Андрея. И кобза там появилась логично и очень уместно.
А на сцене моего родного Театра им. И.Франко, в постановке «Назар Стодоля» я тоже использую кобзу, играю роль кобзаря, пою несколько народных песен.
— На ваш взгляд, какую миссию кобзарство может выполнять в современной Украине?
— У большинства народов мира есть струнно-щипковые инструменты, у индусов — ситар, у испанцев — гитара, у россиян — балалайка и т.п. А у украинцев это кобза, а также торбан и кобза «Мамайка», которая, к сожалению, сегодня уже исчезла. Бандура — это тоже прекрасный инструмент, символ Украины, которому повезло больше, чем кобзе. Но бандуру часто ошибочно называют кобзой, хотя бандура является арфоподобным инструментом, а кобза — лютнеподобным! Настоящая кобза способна вернуть украинцам утраченные ориентиры этики, эстетики, духовности! Еще Лысенко, Немирович-Данченко, Кулиш, Шевченко, Гоголь писали, что когда люди слушали кобзарей, то искренне плакали или смеялись. И назвали кобзарей «народными профессионалами». Они в один голос отмечали драматический, то есть настоящий актерский талант в сочетании с музыкальным. И я неоднократно был свидетелем подсознательного действия кобзы на людей. Во время концертного тура по Украине видел, как светятся глаза людей в зале, когда они слышат звуки кобзы, появляется какая-то невидимая связь со своими героическими предками, их сильным духом и мудростью поколений. Я убежден в том, что возрождение кобзарства на сегодня является одним из важнейших элементов формирования нашего государства, укрепления национальных принципов образования в области культуры, которые базируются на огромном культурном наследии. Сегодня есть талантливые кобзари, но их, к сожалению, очень мало. Зато есть большое количество людей, которые абсолютно не умеют играть на кобзах, а только красуются в шароварах и вышивках... и это не творчество, а фальшивка, завернутая в красивую упаковку. Свой первый аудио-диск я назвал «Серце козацьке», в него вошли авторские и народные песни в современной аранжировке, а также кобзарские песни, исполненные в сопровождении старосветской кобзы. Это песни разных жанров: от танцевальных и романтичных до казацких песен и духовного кобзарского псалма.