Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мой дедик Амвросий Бучма

Кто же он? Просто человек. Просто гений
11 марта, 2016 - 11:31
ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА ВАЛЕНТИНЫ ЗАБОЛОТНОЙ

Гигант украинского театра и кино, выдающийся деятель искусства... а для меня просто дедушка, дедик, как я его называла по-западенски. Уже почти не осталось людей, которые помнят его дома, на улице, помнят его средний мужской рост, глаза цвета светлого прозрачного меда, вкусы, наконец, смертельную многолетнюю болезнь. А я до сих пор ощущаю тепло его круглой спины, слышу его выпуклый голос, утренний кашель, вижу хитрый прищур глаз.

Амвросий Максимилианович умер в Сочельник, 6 января 1957 года. Киев тогда заливал снего-дождь, ливень. Меня отправили с пачкой соли (сыпать под ноги) с ул. Владимирской, 14, где я видела, как он, умирая, тяжело сползал с рук моей мамы, которая заботилась о нем, на ул. Лютеранскую, к другим деду и бабушке, Зубовым. На слякоти бились машины, троллейбусы, калечились люди — я прошла, как по твердой земле, словно пронес кто-то.

Сразу тогда прибежали к нам домой молодые артисты Театра им. И. Франко — А.Гашинский, П.Пасека, К.Кульчицкий и другие. Собирали в последний путь, дежурили около тела. Кстати, месяца за два до смерти дедик наедине с телевизором «Рембрандт» услышал весть о том, что умер Остап Вишня, его друг, товарищ по охоте и просто дорогой человек. Амвросий Максимилианович очень плакал тогда и... отпустил усы. Сказал, что скоро и сам умрет, тогда зубной протез вынут (молодым перенес тяжелую цингу), тогда рот провалится, и он будет лежать в гробу некрасивым.

На следующий день, 7 января, повезли Бучму в театр на открытом грузовике. Мела страшная вьюга, машина двигалась почти вслепую, а в кузове на коленях, обнимая гроб, чтобы не качался, стояли ребята-франковцы. Но когда доехали до театра, ветер стих, большие хлопья снега падали медленно, будто во сне. Тишина...

Хоронили Бучму 8 января, в мой день рождения, 17 лет. Дедик всегда дарил мне какие-то памятные подарки — первые туфли на каблучке, первые часы на руку. И свои похороны. День тогда был солнечный, красивый, снег сверкал бриллиантами, людей было море. Хоронили конным катафалком, чуть ли не в последний раз в Киеве. Движение по Крещатику перекрыли, и длинная процессия прошла долгий путь от Театра им. И.Франко до центральной аллеи Байкового кладбища. Где Бучма и покоится рядом с друзьями — Вишней, Милютенко и Нечуем-Левицким (лично писателя не мог знать, но сыграл в кино Мыколу Джерю). А сейчас и вся старшая часть семьи вместе с ним.

Не имея собственных кровных детей, Амвросий Максимилианович был хорошим отцом для Игоря, усыновленного сына своей жены, Валентины Ефимовны Бжеской, очень ценил семью во всех ее ветках и связях. Сестер и родителей моей мамы, Ирины Зубовой, своей любимой невестки. К сожалению, со взрослыми дочерьми своей рано умершей сестры Ольги Бучма познакомился только в 1950 году на гастролях в Польше. Не то время было, чтобы поддерживать связи с родственниками за рубежом. К тому же племянницы воевали в Армии краевой.

К собственной семье Бучма приобщал и своих студентов, и молодых актеров Театра им. И. Франко. Заботился о судьбе и здоровье Кости Степанкова, которого вытащил из Умани в театральный институт на свой курс. Водил в общежитие к нему, больному чахоткой, лучшего врача Киева Василия Васильевича Гудим-Левковича, оставлял деньги на питание. Часто голодная театральная молодежь приходила к нам обедать.

Бучма наблюдал и за их творческой судьбой. У него был собственный ключ от левой стороны зрительского балкона второго этажа. Иногда он смотрел оттуда на игру кого-то из молодых, а потом тот находил после посещения Бучмы на своем гримировочном столике конфету. Работал с ними и над ролями. Помогал вернуться к жизни домашним общением только что выпущенному из сталинской тюрьмы перепуганному Виктору Добровольскому в репетициях «Украденного счастья». Впоследствии отдал ему роль Ветрового в «Калиновой роще». Как и своего Ивана Барильченко из «Житейского моря» отдал Петру Сергиенко. С Николаем Панасьевым сделал его трагикомедийный образ Омелько в «Мартыне Боруле». Раскрепостил актерский талант Аркадия Гашинского в партнерстве в «Макаре Диброве». Замужним женщинам, даже своим студенткам, целовал руку. От этого и скарлатиной заболел в 50 лет. Недаром молодежь называла Амвросия Максимилиановича отцом.

Крещенный греко-католиком Бучма в церковь не ходил, молитвы не читал и крест не носил. Но Рождество, Пасху и Троицу в семье праздновали пышно, как могли. В глазурованных мисках выращивалась пшеница, чтобы в молодую зелень положить крашеные яйца. Красились они в луковой шелухе и свекле. Посыпался пол татарским зельем (аиром), полынью и мятой. Натирался пол мастикой, стелились белоснежные накрахмаленные скатерти, самостоятельно жарились колбасы, пеклись паски, терся мак к кутье — ароматы, многодневный труд, работы хватало всем, и мне, маленькой, тоже.

В доме господствовали два языка. В основном, конечно, родной — украинский, с прибаутками и шутками. Звучал и львовско-польский. Но мама была белоруской, и с ее «веткой» общались на русском. Хотя прекрасно друг друга понимали. Дедик неплохо знал немецкий, в частности читал готический шрифт. Интересно, что А.Бучма никогда не ругался, не употреблял бранные слова. Отделывался выражением «най шляк трафить». Впоследствии я узнала, что никто от него не слышал неприличных анекдотов или присказок. Но шутить, разыгрывать он очень любил.

Много читал — и книг, и газет. Любил «Перець» и «Крокодил». Очень любил природу. Мы часто выезжали на нашей «Победе» (приобрести помог Рыльский, водитель Иосиф Вильгельмович Цельмер) за грибами или на Аскольдову могилу. Отдыхали в палатках около Ходорова на Днепре или на безлюдном тогда Трухановом острове, а с киностудией как-то выехали на Десну, выше Выгуровщины. И всегда у нас были собаки и коты. Дедик кормил птичек на балконе.

Был ли он безгрешен? Конечно, нет. Любил вкусно поесть и выпить рюмочку в интересной компании. Но никогда рюмка не влияла на его сценическую работу. Очень любил преферанс, а когда заболел паркинсонизмом и руки у него дрожали, я дедику ассистировала, держала карты, вела записи — так и сама научилась. Избегал общественной работы, не поднялся выше депутата Киевского горсовета (спасал Кирилловскую церковь). Но иногда решительно вмешивался в проблему, защищая справедливость. Много курил, иногда сам набивал папиросы, курил «Беломорканал» и «Казбек», любил «Герцеговину флор» (редко попадалась). Часто пропадал дома на кухне.

К наградам относился спокойно. С первой сталинской премии, полученной в Москве на гастролях Театра им. И. Франко в июне 1941 г., купил материю для вечерних платьев и костюмов студентам своего курса. Не успели получить — война. Особо Бучма ценил скромную медаль «За оборону Сталинграда» — был с актерской бригадой франковцев на сталинградском фронте.

Кто же он? Просто мой дедик. Просто человек. Просто гений. Его древнегреческое имя означает «бессмертный». 14 марта Амвросию Максимилиановичу исполнилось бы 125!

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ