Осторожно, спойлеры!
Что делать 10-летнему мальчику, наполовину сироте, которого презирают сверстники и притесняют старшие ребята, считая слабаком и дурачком?
Выдумать воображаемого друга. Сильного и понимающего. Который всегда выслушает, даст добрый совет, утешит. Этакого Супермена из комиксов.
Одно уточнение: живет мальчик в Германии. В 1944 году. И как все благонадежные дети, является членом «Гитлерюгенда». И, соответственно, его воображаемый друг, Супермен его мечтаний — Адольф Гитлер собственной персоной. Кто же еще.
«Кролик Джоджо» (англ. Jojo Rabbit) является экранизацией книги Кристины ЛЮНЕНС «Зарешеченные небеса». Маленького неудачника зовут Йоханнес «Джоджо» Бетцлер (замечательный в свои 11 Роман Гриффин ДЕВИС), а «Кролик» — это прозвище, которое ему дали старшие головорезы, когда не смог убить кролика. Живет он с мамой Рози, которую играет Скарлетт ЙОХАНССОН. Отец пропал на итальянском фронте.
А кто же играет друга Ади? Сам режиссер — Тайка ВАЙТИТИ.
И это одна из первых и заметнейших, но не последняя шутка фильма.
Вайтити со стороны отца — маори, коренной новозеландец, по материнской линии — еврей. В режиссуре уже 20 лет. Получил известность после «Что мы делаем в тенях» (2014) — стилизованной под документалистику (!) саги о жизни вампиров. Его «Охота на дикарей» (2016) стала в Новой Зеландии общенациональным бестселлером, десятикратно окупив бюджет, а суперзвездный продукт из комиксной вселенной «Марвел» «Тор 3: Рагнарок» (2017) — пожалуй, самый комичный фильм о конце света за последнее десятилетие.
Начальные титры «Кролика», готическим шрифтом, в красном, белом и черном — партийных цветах НСДАП — идут на фоне нацистской кинохроники под более чем бодрую музыку — Komm, gib mir deine Hand, что можно перевести как «Я хочу подержать тебя за руку», ранний хит «Битлз», специально перепетый четверкой для гастролей в ФРГ. Вайтити сразу определяет правила: это не исторический фильм, это игра в историю; это драма, которая мимикрирует под тинейджерскую комедию, чтобы рассказать об инфантильной незрелости всего общества и ее совсем не забавных последствиях.
Джоджо — убежденный нацист. Так он о себе думает. Верит в то, что у евреев, например, растут рога и что они слуги дьявола. Тем убийственнее его удивление и страх, когда он обнаруживает, что прямо в стене их добропорядочного арийского дома живет настоящая еврейка, ненамного старше его. Эльзу (Томасина МАККЕНЗИ) приютила в тайнике мама Йоханнеса, придерживающаяся диаметрально противоположных взглядов. Кстати, Йоханссон (в параллельной киножизни — Черная вдова, секс-символ вышеупомянутого «Марвела») наиболее точно смогла передать замысел Вайтити и провести свою героиню по тонкой черте между фарсом и ужасом; а по сцене, где она разыгрывает перед Йоханнесом семейную ссору между матерью и отсутствующим отцом, вообще можно учить актерскому мастерству.
В своей основе «Кролик Джоджо» является классическим романом воспитания, взбодренным, правда, изрядной дозой сатиры. Среда героя — чистенький немецкий городок, его действия — ряд нелепых столкновений идеологически мотивированного невежества с реальностью. Но чем сильнее обстоятельства принуждают Йоханнеса к взрослению, тем больше в кадре становится темных тонов и прифронтовых руин, а в поведении воображаемого Адольфа — глупости и злобы (Вайтити показал себя эффектным фарсером, хотя и не без отсылок к Чарли Чаплину с его «Великим диктатором»).
Комедии о Второй мировой, даже о концлагерях («Жизнь прекрасна» Роберто БЕНИНЬИ (1997) имеет 3 «Оскара») — не новость. Провокация Вайтити в том, что, играя Гитлера как экранного друга, он в определенном смысле делает его и нашим другом; превращая картины из будней Третьего Рейха в веселый аттракцион, усаживает нас с собой на эту карусель. Увы, он перебрал с мишурой и легкомыслием как в сюжете, так и в визуальном ряде, не справился с контрапунктами кошмара, которые не прозвучали подобающе в густой атмосфере нацистского детсада; но послание вложил четкое. Ведь весь этот анекдот — не только о давних темных временах, но и о настоящем. За 75 лет ультраправый морок сделал выводы, и, приглушив пафос, добавил в игривости. Пятиминутки ненависти чередуются теперь с безоблачным варьете, риторика величия — с цепкими песенками. Новая упаковка помогла: что в новых, что в старых демократиях люди голосуют за ревнителей традиционных ценностей или беспринципных популистов, которым достало ума овладеть ремеслом современного развлечения.
Шоу дигитализованных гитлеров продолжается. Остановить его можно, только преодолевая собственные страхи и предрассудки, отличая настоящих друзей от нафантазированных.
Конечно, такое кино, начавшись с «Битлз», должно закончиться Дэвидом БОУИ, трикстером, лицедеем и вечным подростком, поющим за кадром на немецком песню «Герои», и танцующими под нее детьми, бывшим малым «нациком», оказавшимся умнее многих взрослых, и страшным призраком его антисемитских грез, на деле — родной души Йоханнеса.
Хотя ничего, ничего не будет держать нас вместе
Мы можем победить их, отныне и навек
О да, мы можем быть героями хотя бы на день
Да, герои.
Сколько «Оскаров» получит «Кролик Джоджо», станет известно 9 февраля.