56 — 23 — 14 — 5 — 3 — 1. Нет, это не код да Винчи. Это код ежегодной театральной премии «Киевская пектораль». 56 премьер показали зрителям киевские театры в прошлом, 2005 году. 23 из них в 14 театрах привлекли внимание экспертов «Пекторали» теми или другими творческими достижениями. Так же 14 номинаций было у самой премии. На предыдущем этапе каждый эксперт в каждой из номинаций назвал 5 самых ярких по его мнению творений. После подсчета голосов определили по 3 номинанта в каждой из позиций. То есть названо 41 лучших из лучших (потому что спектаклей для детей было только два — в ТЮЗе трагикомический «Вождь краснокожих» и в «Сузір’ї» прекрасная «Золушка»). Наконец, в Международный день театра оргкомитет открыл заветные конверты экспертов и своих членов только с одной определенной позицией и, подсчитав голоса, огласил победителей на пышной церемонии театрального праздника в Театре им. И. Франко. Что же показала «Киевская пектораль-2005»? Куда киевлянам и гостям столицы спешить за сильными впечатлениями кроме футбола, заезжих антреприз и эстрады?
Уже не впервые Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра получает наибольшее количество номинаций — на этот раз восемь, а если добавить номинированного на лучшую мужскую роль актера этого театра Виталия Линецкого (Поприщин, «Записки сумасшедшего» в Центре Курбаса), то девять. Среди трех номинантов на лучший спектакль года — два левобережника (третий — «Количество» в Театре им. Леси Украинки). «Сирано де Бержерак» Э. Ростана и «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — мировая классика. В современных постановках. Хотя несколько спорным кажется превращение «прекрасной дамы» Роксаны в «Сирано» на великосветскую проститутку, искажающую, на мой взгляд, структуру конфликта пьесы, а из- за этого и ее морально-философское содержание (режиссер А. Билоус). Но мужские актерские работы во главе с Николаем Бокланом (Сирано, номинация на мужскую роль) и лестничные конструкции оформления Олега Лунева неординарны, оригинальны, метафоричны.
Теперь «Ромео и Джульетта», признанная лучшим киевским спектаклем, номинирована аж по шести позициям. Здесь и Леся Жураковская-Кормилица (женская роль второго плана) и Дмитрий Лукьянов-старший, Капулетти (мужская роль второго плана), а «Пекторали» получили и сам спектакль, и ее режиссер Алексей Лисовец, и Ахтем Сейтаблаев (Ромео), и Ольга Лукьяненко (Джульетта). Вечные враги Монтекки и Капулетти — здесь мафиозные кланы ХХ века. И никакого примирения между ними быть не может — только погребальный колокол в финале звонит и по героям, и по нас с вами, таким нетерпимым и агрессивным в борьбе за власть, за место под солнцем. В спектакле много неожиданных трактовок, убедительно вытекающих из текста пьесы в зависимости от того, какие реплики, кому и каким тоном адресуются. Поразительно звучат отношения в семье Капулетти — какая-то «лолитная» любовь отца к дочери (и, возможно, вообще к нимфеткам), стареющая и забытая мужем леди Капулетти (Ирина Мак), понемногу спивается и ищет отрады с молодым племянником Тибальдом (Андрей Саминин). А тот зол на весь мир за немолодую навязчивую любовницу, за то, что нападение — лучшая защита, вот и нападает на всех и вся. И великолепный Меркуцио (Михаил Кукуюк) совсем не философ-шутник — его шутки даже над друзьями злые и жестокие, и это по его инициативе началась кровавая трагическая драка с Тибальдом. И никаких шпаг — ножи-навахи, заткнутые у всех (!) мужчин за пояс на спине под пиджак черной пары... В спектакле заметен каждый актер. И в этом ансамбле бриллиантами звучат молодые влюбленные. Практики театра знают, как тяжело сыграть на сцене любовь убедительно, искренне и так, чтобы это не вызывало чувство неудобства. Молодому Ахтему Сейтаблаеву («Пектораль» за мужскую роль) и дебютантке Ольге Лукьяненко («Пектораль» за актерский дебют) это вполне удалось. Были они откровенно эротическими, пылающими искренней безумной страстью и такими прекрасными в своей чистоте...
Шесть номинаций выбороли франковцы. И получили при этом четыре «Пекторали». Но здесь, как по мне, картина не так проста и ясна, как у левобережников под руководством Эдуарда Митницкого. Действительно, лишенный режиссерского лидерства, «последние несколько лет театр (франковцы — В.З. ) активно ищет современный сценический язык», как пишет газета «Киевские Ведомости». Вполне верное утверждение. Только, согласимся, что поиск потому и поиск, а не курс, направление, потому что часто заводит соискателей в тупик, в ошибки, на окольные пути, шатает из стороны в сторону, пока в том шатании отдельными удачными находками протопчется более-менее понятный, принципиальный и ясный путь. Следовательно, то, что в этот раз франковцы наконец щедро награждены номинациями и «Пекторалями», внушает надежду. Два их спектакля — «Наталка Полтавка» и «Solo-mea» — не отмечены как целостные артефакты, но получили по две награды. Возный в исполнении Петра Панчука («Пектораль» за мужскую роль второго плана), в аккуратно подпоясанной свите будто пахнет дегтем, теплом конюшни и парным молоком вместе с сивухой и соленым огурцом. Он такой достоверный и искренний, что поневоле диссонирует со своим искусственным и эстрадно-вульгарным партнером Олегом Скрипкой (Выборный). Хотя и другие номинанты на эту позицию — Александр Бондаренко из веселого, интеллектуально-шутливого представления Театра русской драмы «Весь Шекспир за один вечер» — был не менее колоритным, свободно импровизационным и чрезвычайно смешным.
Олег Скрипка получил «Пектораль» за музыкальную концепцию спектакля «Наталка Полтавка», вызывающе обработав классическую музыку Николая Лысенко. Но это, по-видимому, для меня лично «не сошлись» легко шутящие академисты-франковцы и тяжелый, эпатажный, упрощенный юмор с выкрутасами и чрезмерной мимикой современного эстрадного кумира. Поверю коллегам-экспертам, которые отдали преимущество музыкальной концепции О. Скрипки. Хотя монолог Наталки в стиле репа в конце первого акта действительно остроумная находка. Теперь я лично более благосклонна к оригинальной, прозрачной музыке современно-классического композитора Михаила Чембержи («Игра на клавесине», театр «Колесо») и мелодичной, наивной, доступной детям волшебной также оригинальной музыки В. Назарова к «Золушке» («Сузір’я»). По- видимому, впадаю в детство и не воспринимаю топтания по национальным жемчужинам.
Честно говоря, спектакль «Solo-mea» я также восприняла тяжело, как амбициозное самоутверждение непрофессионального режиссера Александра Билозуба, в целом не лишенного творческого чувства и фантазийной интуиции. Он способен придумать эффектные ходы, эпизоды, моменты, но свести все в кучу и высказать какую-то основную мысль, философскую концепцию ему не удается. Так и здесь, в спектакле о гениальной украинской певице Соломее Крушельницкой Билозуб хорошо придумал решать вокальные проблемы через пластику, пригласив Наталию Осипенко, которая давно работает в балете театра, и введя в действующие лица безмолвный Голос (Александр Форманчук, номинация за актерский дебют). Получился такой себе спектакль-балет, красивый, неожиданный на драматической сцене (ностальгически вспомнился «Необычный бал» Аллы Рубиной в Русской драме). Но много концов с концами в ней не сводится. Теперь представление получилось не о Соломее, а об ее сумасшедшей сестре Нусе. Лариса Руснак за эту роль получила «Пектораль» за роль второго плана, соединив сногсшибательную танцевальную акробатику с психологическим наполнением поломанной сознательности. (Порадуемся при случае за конкурентку Руснак в этой номинации — Валерию Чайковскую в роли матери Лукаша, «Лісова пісня», ТЮЗ).
К тому же, получив «Пектораль» за пластическое решение (конкурируя с самой Аллой Рубиной, («Лісова пісня», ТЮЗ) и энергичным Д. Каракуцем, (арт- проект «Белая ворона») спектакль имеет существенную культурологическую неточность. Как известно, так называемый танец семи покрывал — это библейский стриптиз, который станцевала Соломея перед царем Иродом, взяв за это отрубленную голову Иоанна Крестителя. В спектакле франковцев в этой сцене танцуют семь девушек, закутанных в подобие черной паранджи — с точностью до наоборот. По-видимому, эта метафора должна сказать что-то другое, но она не срабатывает...
За сценографию спектакля «Solo-mea», выполненному в стиле современного европейского конструктивизма (подвижные серые плоскости, пандусы, силуэты) был номинирован главный художник франковцев Андрей Александрович-Дочевский. Хотя, как по мне, то значительно более выразительной была его декорация к «Наталке Полтавке» — ироническая олеография типа старой открытки «Привет из Малороссии», полна доброй самоиронии и остатков прошлой роскоши, аж со спящим гипсовым львом из барского имения. Но за сценографию «Пектораль» получил Михаил Френкель, известный украинский сценограф, автор профессиональных книг, нынче проживающий в Канаде, но не рвущий творческие связи с родным ему Театром юного зрителя на Липках. У лесного озера Леси Украинки так и звенела идея зеркала — зеркала воды, отражение характеров, повторение ситуаций. Следовательно, нынче «Лісова пісня» пропета ТЮЗом в зеркалах, без искусственной зелени театральной пущи. И пусть не всегда в полной мере режиссер В. Гирыч использует выразительные возможности зазеркалья, блестящие плоскости создают феерически-фантасмагорический мир, полный счастья, трагедий и бесконечности…
ТЮЗ отличился и в номинации режиссерский дебют. Актриса Ирина Стежка в прошлом году закончила режиссерский факультет университета им. И. Карпенко-Карого спектаклем «Вождь краснокожих» по известной новелле О’Генри. В этом материале она почти впервые в сценической истории мальчика-дебошира задумалась над тем, откуда у юного создания склонность к жестокости, граничащей с садизмом? И обвинила в этом психологическом искривлении ребенка семью и школу, которые так же жестоко обращались с Джонни. И мальчик перестал различать меру насилия. Разве что он, совсем одинокий в страшном мире, не потерял природной доброты, просто он ищет друзей и не научен чувствовать чужую боль. Так появились в спектакле И. Стежки игровые этюды в школу и в семью, где Джонни наследует поведение своих мучителей. Получилась не простая забава, а трагикомедия про обоюдную ответственность и необходимость взаимопонимания взрослых и детей, без чего жизнь становится пыткой и ужасом. В спектакле Ирины Стежки прослеживается оригинальная, стройная и гуманистическая концепция, убедительная и для детей, и для взрослых.
Но «Пектораль» за режиссерский дебют получила не она, а Светлана Шекера за спектакль «Ключа нет» по современной пьесе К. Фрешетта в новом киевском театре «Ателье-16». Спектакль двух актеров, в аскетическом оформлении на проблемной сцене ДК Метростроя, подавивший собой казино «Сплит». С любопытством воспринимаются повороты в отношениях женщины и мужчины, вот только ради чего они здесь колотились и к чему теперь пришли, можно только догадываться, потому что начинающему режиссеру не хватило ловкости выстроить финал, а герой, вместо того, чтобы выпрыгнуть из окна тридцатого этажа, просто обошел условную раму и пошел за кулисы. В мгновение разрушилась условность театра, а с ней и наша вера в убедительность этой философской притчи. Но С. Шекере, наверно, достаточно просто вооружиться творческим опытом. А вот Ларисе Семирозуменко, по-видимому, стоит задуматься над мотивацией собственного творчества. Ее режиссура «Наймички» И. Карпенко-Карого на малой сцене Молодого театра отличается недалекой попыткой быстро перенести пересказанную сокращенную историю изнасилованной Харытыны в наше время. Пьеса этому безумно сопротивляется и поэтому теряет глубину психологизма, заложенную гениальным драматургом. Вместо того, чтобы разгадать судьбы персонажей, поставить актерам конкретные задачи, Семирозуменко самоутверждается за счет внешних знаков — стеклянные бутыли, барсетки, короткие юбки, беготня и безумные объятия. Теперь в этом спектакле ничего не осталось от его украинской природы (кроме плохого сценического языка актеров). И возникает вопрос: что первичное, а что вторичное в современном театре — жизнь человеческого духа, экстремальная судьба персонажей, раскрытие глубин психологии, захватывающее и поучительное для зрителя, или навязчивое самоутверждение персоны режиссера (актера, драматурга), человека, еще неизвестно чем интересного другим людям (как правило, мало интересно). Обратим внимание на то, что все три режиссерских дебюта — женские. Возможно, это признак того, что сегодня женщины пытаются решать самые сложные проблемы бытия и берут на себя всю полноту ответственности.
Тот самый Молодой театр под руководством Станислава Моисеева привлек к себе внимание «Петорали» не его спектаклем «В моем конце мое начало» о поединке двух сильных женщин — Марии Стюарт и королевы Елизаветы (выдающиеся актерские работы Риммы Зюбиной и Лидии Жук), а изысканно-сложными, чрезвычайно красивыми костюмами номинированной на «Пектораль» Елены Богатыревой.
А женщины театра на Подоле получили «Пекторали» за лучший спектакль камерной сцены и исполнение женской роли в семейной драме «Мое столетие». В уютном зале-гостинной театра на Андреевском спуске проходит столетний юбилей француженки Малу (Галина Ткач, «Пектораль»), которая ждет мужчин своей юности, давно уже переступивших порог лучшего мира. Устраивают этот праздник вечной жизни ее старая дочь, немолодая внучка и юная правнучка. Атмосфера спектакля состоит из тонких нюансов, голосовых вибраций и общей сложной любви.
В конкуренции с Г. Ткач светились Ася Середа (Элиза Дулитл, «Моя волшебная леди», Театр оперетты) и Олеся Власова (Маргарита, «Мастер и Маргарита», Новый театр на Печерске), которой, по-моему, эта святая и грешная ведьма все же не подверглась. Хотя у Власовой уже есть «Пектораль» прошлых лет и заявила она о себе как об одной из тонких и глубоких актрис.
И, наконец, о трех лучших музыкальных спектаклях. Грандиозный по количеству участников арт-проект компании «Бенюк-Хостикоев» и несколько вторичный и сокращенный по музыкальности «Белая ворона». Здесь номинирована Юлия Вдовенко за актерский дебют в роли Жанны д’Арк. Неофитка большой сцены на самом деле въехала в театральный мир на белом коне, продемонстрировав незаурядный вокал, преисполненный неподдельного драматизма. И не ее вина, что главная тема измены — измены любви, принципам, свободе — не далась постановщикам несмотря на безумные танцы, мотоциклы, дымы и гимн Майдана.
Самой убедительной для меня (возможно, в который раз ошибаюсь) был украиноязычный спектакль Театра оперетты «Моя волшебная леди», славный мюзикл по «Пигмалиону» Б. Шоу. Наконец «старая идиотка-оперетка» (высказывание известного польского юмориста Юлиана Тувима) решилась на серьезную режиссерскую концепцию, предложенную новым главным режиссером театра Богданом Струтинским. Проблема чистоты родного языка, общей культуры и ответственности за человеческую судьбу была подана здесь остро и легко, выразительно и развлекательно. Актерский драматический ансамбль (из которого мало кто выпадал), красавицы-героини (опытная И. Беспалова и молоденькая А. Середа, номинирована на лучшую женскую роль), остроумное оформление и действительно чудесный вокал возвращают в театр его поклонников и дают надежду на новые успехи. Даже, если не вся трупа пока что единодушна в принятии новых средств существования на сцене. И судорогой грустного прошлого отгоняет компромисс эпизода великосветского бала.
Но «Пектораль» получил… держитесь крепче…«Фауст» Национальной оперы в постановке заезжего итальянца М. Корради. Этот спектакль лучше воспринимать с закрытыми глазами. Наши супер-солисты, гениальный хор Л. Венедиктова и потрясающая музыка Шарля Гуно под руководством выдающегося дирижера В. Кожухаря возносят слушателя на небеса. Только не раскрывайте глаза — увидите «режиссуру». Фауста-наркомана, девушек в недалеких платьях тридцатых годов, спецназовцев с автоматами, распятого натурального Иисуса, который сходит с креста благословить грешницу и дьявола-Мефистофеля, по-хозяйски чувствующего себя в храме Божьем. Зрелище, достойное пера Айвазовского, фельетона и инфаркта. Разве что спектакль награжден именно за божественность исполнения музыки. А господин Марио Корради, наверное, скоро будет киевлянином. Нам еще его не хватало.
«Киевская пктораль» в этот раз была благодарна меценатам — ООО НИКО независимо награждало независимых художников своими презентами и подарками. А оргкомитет «Пекторали» наградил трех выдающихся художников за большой вклад в театральное дело — академика АИУ Игоря Безгина, главного режиссера и учредителя Городского театра кукол Сергея Ефремова и телевизионного режиссера Елену Пальчун, в течение всей жизни преданную идее освещения и пропаганды театрального искусства.
Уважаемый читатель-зритель! Возможно, мы с вами и с «Пекторалью» разошлись в оценке тех или иных театральных явлений. И я, один из экспертов «Пекторали», также удивлена мнением коллег по некоторым позициям этой премии. Сойдемся на том, что каждое, даже исключительно субъективное мнение, по-своему интересно и имеет право на восприятие. А также согласимся с мудрецами, которые твердили: ИСКУССТВО КОМПЕНСИРУЕТ НЕДОСТАТКИ ПРИРОДЫ.