Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Можно ли «рамировать» стрит-арт?

4 ноября, 2010 - 20:58

В рамках Недели презентации отреставрированных 12 тысяч квадратных метров «Мистецького арсеналу» откроется масштабная художественная ярмарка ART-KYIVcontemporary 2010

В этом году V Международная арт-ярмарка ART-KYIVcontemporary 2010, которая пройдет с 8 по 14 ноября в комплексе «Мистецький арсенал», объединит актуальное искусство галереи и улицы в специальном проекте по стрит-арту и медиа-искусству. Стрит-арт на фестивале будут представлять несколько оригинальных проектов. Художники знаменитого немецкого арт-дуо molitor&kuzmin Урсула Молитор и Владимир Кузьмин, работающие в технике световых инсталляций, создадут в пространстве «Мистецького арсеналу» конструкцию из неоновых ламп — символ рождения и чистоты. Швейцарский арт-дуэт Daniel Glazer&Magdalena Kunz презентуют уникальные медиа-инсталляции и «разговорчивые» кинетические скульптуры. В специальных экспозициях примут участие автор беспрецедентных проектов в жанре визуальных концертов и электронной поэзии, художник перформанса Rochus Aust (Германия); мировые звезды стрит-арта — Zevs (Франция), Incubus project и Spy (Россия), лидеры украинского молодого искусства — Жанна Кадырова, Гамлет Зиньковский, Анатолий Белов, Владимир Кузнецов, Никита Кадан и «Группа предметов».

Гостем фестиваля станет Гаральд Негели — патриарх уличного искусства, легендарный «спреер из Цюриха», уличные работы которого в 1970-х нарушали покой консервативной Европы, а сегодня открывают историю движения стрит-арт.

Что касается медиа-искусства, то весомой частью «Арт-Киева» в этом году станет международный проект видеоискусства, а также в рамках фестиваля впервые в Украине состоится публичный показ фильма о стрит-арт «Выход через сувенирный магазин» (Exit Through the Gift Shop) андеграундного художника-граффитиста Бенкси.

О последних мировых тенденциях в музейном деле: принципах формирования музейно-выставочных комплексов, трансформационных процессах в современном музее, роли коллекционеров и меценатов в деятельности музейных комплексов — будут говорить участники Международного круглого стола «Музей в современном контексте». Участие в дискуссии примут директора и кураторы музеев и фестивалей в Вене, Нью-Йорке, Дюссельдорфе, Берлине, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне, Сеуле.

Об особенностях нынешнего ART-KYIVcontemporary «Дню» рассказал заместитель генерального директора по музейной, выставочной деятельности и арт-маркетингу комплекса «Мистецький арсенал» Александр СОЛОВЬЕВ.

— Программа ART-KYIVcontemporary 2010 весьма насыщена — и проектами, и знаковыми для современного искусства именами. Что для вас как для куратора является особо важным не с точки зрения медиа-огласки, а с точки зрения развития и «Мистецького Арсенала», и современного украинского искусства?

— «Мистецький Арсенал» — это уникальное пространство. И, прежде всего, мне интересно, как в этом пространстве будут сочетаться несколько компонентов — коммерческие (речь идет о галереях) и некоммерческие проекты. Среди прочего, интересно также как стрит-арт поведет себя в стенах «Арсенала», который сам по себе еще частично находится в «уличном» состоянии, такой полумузей-полустройка. Можно ли рамировать стрит-арт пространством «Арсенала»? Мне кажется, этот проект будет выглядеть весьма органично.

— На круглый стол «Музей в современном контексте» приедут очень авторитетные люди. Тема сформулирована достаточно «широко». Что, прежде всего, вы будете пытаться выяснить?

— Каковы современные взгляды на историю искусства, как представлять это искусство в современном контексте, какие появились новые концепции на этот счет, каковы тенденции. Наша задача — понять, как, скажем, соотносится история и современность. Это ключевой вопрос. Ведь «Арсенал» — это огромный комплекс, в будущем — 53 тысячи квадратных метров. Кстати, на данный момент почти весь первый этаж (кроме одного крыла) уже завершен. А это около 12 тысяч квадратных метров.

— Павел Маков утверждает, что не может быть известный художник из неизвестной страны. Может ли, по вашему мнению, развиваться контемпорари-арт в стране, которая застряла в «совке», и где действуют варварские законы относительно искусства?

— Этот вопрос, конечно, относится не совсем к искусству, но, что касается личности художника, то он может появиться хоть где, в любой стране. А все остальные аспекты уже влияют на то, будет ли его талант иметь ход или ему придется пробиваться сквозь бетонную стену.

Что касается законодательства, то, безусловно, его необходимо менять. И это нужно не только «Мистецькому Арсеналу», но и Гоголь-фесту, и ПинчукАртЦентру и вообще всем, кто причастен к искусству.

— Кстати, в одном из своих интервью вы говорите о своеобразной контемпорари-арт-цепочке «Гоголь-фест, ПинчукАртЦентр, ART-KYIVcontemporary». Каких звеньев не хватает этой цепочке?

— Системы образования и продуктивной части, то есть той, где искусство «производится». И Гоголь-фест, и ПинчукАртЦентр, и Art-Kyiv Contemporary — это только репрезентация современного искусства, а нам необходимо, чтобы появилась эта самая упомянутая вами цепочка, в рамках которой искусство будет не только демонстрироваться, но и создаваться. А для этого, в свою очередь, должны быть созданы условия, в частности, система образования.

— Раньше вы были куратором в ПинчукАртЦентре. Но с недавних пор перешли в «Арсенал». С точки зрения ваших амбиций как куратора, не уместнее было бы остаться на прежнем месте и работать с мировими звездами современного искусства, чем строить все с «нуля»?

— Нет, не уместнее. Потому что мне интересно там, где что-то рождается, мне интересен процесс взращивания конкурентного современного украинского искусства, которое должно развиваться в мировом контексте.

Мария ТОМАК, Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ