Количество разнообразных Штирлицов и Джеймсов Бондов на экранах растет непрерывно. В общем, шпионская тема никогда не выходила из моды, однако международная паранойя последних лет, кажется, придала силы многим фильммейкерам. Не остался в стороне и Роберт де Ниро: свой третий фильм в качестве режиссера «Ложное искушение» посвятил будням работников ЦРУ.
Интересно, что как актер он никогда не имел склонности ко всем этим конфликтам времен холодной войны. Еще в легендарных фильмах 1970-х, подобных «Таксиста» Мартина Скорсезе, да и позднее, например, в «Сердце ангела» Алана Паркера, де Ниро проявлял себя как мастер тонкой психологической игры. Добро и зло дрались не на международной арене, а в душах его персонажей.
Для главного героя, университетского умника Эдварда Вилсона (Метт Деймон), который перешел на работу в аналитический отдел ЦРУ, такая коллизия также актуальна. Мы большей частью наблюдаем не за закрученными сюжетами, а за внутренними драмами как Вилсона, так и его семьи. Тотальная подозрительность, абсолютная жестокость и неразборчивость в средствах со всех сторон превращают жизнь этих людей в ад. То есть возможностей для игры — масса. И Метт Деймон ими пользуется. Не прячется ни за пафосом диалогов, ни за глицериновыми слезами. Всегда невозмутим, даже краешком губ не выдает того, что чувствует — но в этой невозмутимости больше страсти, чем у кого- либо в фильме. Смотреть на Вилсона—Деймона всегда интересно, даже ближе к финалу, когда ритм в истории, которую пытается рассказать Де Ниро, потерян полностью.
Надо отметить, что почти трехчасовой фильм выглядит катастрофически затянутым. В действие входит масса персонажей, и многих из них, в том числе важных для сюжета, различить невозможно. Та же беда с самим сюжетом. Он настолько запутан и воплощается настолько старательно, что очень быстро теряешь надежду понять, что, где, когда и с кем происходит. Психологические муки Вилсона и его родственников понятны уже в первые полчаса; все оставшееся время приходится вяло следить за тем, чем закончится история с подброшенной Вилсону компрометирующей фотографией.
Значительно уступает в актерской убедительности своему партнеру Анжелина Джоли, которая играет жену Вилсона. Все-таки разговаривать и копаться в глубинах характера персонажа — это не гробницы грабить. Конечно, Анжелина и плачет, и смеется, и радуется, и грустит — но при этом и остается Анжелиной, не превращаясь в свою героиню. Что касается исполнителей, то, кроме самого де Ниро, который довольно бледно сыграл какого-то секретного генерала, запоминается Олег Штефанко — выходец из Украины, с Донетчины, который сыграл небольшую роль перебежчика из СССР.
Итак, хотя одна номинация у картины уже есть, кажется, что 25 февраля режиссер де Ниро ни одной статуэтки так и не получит. А вот его шансы как актера — ну, может, не в этом году — значительно выше.