Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Муза и крылья Олега Лесюка

Известный деятель украинского зарубежья предстает перед нами в ипостасях скульптора, живописца, дизайнера, реставратора, педагога, организатора художественной жизни
23 августа, 2019 - 12:50

25 августа исполняется 60 лет известному украинскому скульптору, общественно-культурному деятелю украинского зарубежья, автору многочисленных памятников и мемориальных знаков, которые символизируют национальную историю и украинскую идентичность в мире, Председателю Украинского союза художественных мастеров в Канаде Олегу Лесюку (г. Торонто).

Темпоритм творческой, общественно-культурной активности Олега Лесюка (родился во Львове 25 августа 1959 года) сегодня уже опережает оперативность профессиональных реакций искусствоведов и коллег на все, что ему удается сделать в роли скульптора, живописца, дизайнера, реставратора, педагога, организатора художественной жизни. Новые события, художественные образы, формальные идеи закладываются в новые линии развития с особой стремительностью, времени оглянуться назад фактически нет. Между ранними и современными произведениями мастера дистанция становится все заметнее (больше всего — в части методологии), но с ней в то же время делается выразительнее и та генетическая связь, которая очерчивает путь автора к вершинам мастерства, к его нынешнему общественному статусу.

В свои шестьдесят лет Олег Лесюк — известный мастер и арт-менеджер, теоретик искусства, председатель Украинского союза художественных мастеров (Торонто, Канада), общественно-культурный деятель. С его именем связано немало весомых организационных инициатив, направленных на консолидацию национальных художественных сил вне Родины, откуда приехал в Канаду в 1992 года. Сын известного скульптора и педагога, многолетнего секретаря Львовской организации Союза художников Украины Любомира Лесюка, Олег получил не только качественную профессиональную подготовку, но и семейный духовно— ценностный ориентир, который с годами закрепился национальным мировоззрением. Ранние творческие навыки приобрел во Львовской детской художественной школе (1970—1974), после учился во Львовском институте прикладного и декоративного искусства (1975—1981). Через год начал педагогическую деятельность во Львовском колледже прикладного искусства им. И. Труша, в котором до 1992 года преподавал базовые профессиональные дисциплины (живопись, скульптуру, композицию).

ОЛЕГ ЛЕСЮК. КОНФРОНТАЦИЯ

ПЕРЕСТРОЙКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

В измерении индивидуального профессионального становления и развития ранний период творчества Олега Лесюка имел общие системные приметы профессиональной школы, присущей именно Львову как репрезентанту европейского художественного образования с прикладным уклоном. Студенческие годы Олега припали на время острых идеологических преград. Советская власть в Украине направляла «творческий процесс» к подчинению идейной доктрине политического режима. Кроме того, часть профессоров Львовского института прикладного и декоративного искусства в этот брежневский период истории, преисполненный государственного цинизма, пыталась удержать критерии свободного творческого поиска на уровне методологии, в частности — в предмете основ композиции, в котором были сбалансированы украинские этнокультурные источники и концептуальные находки мирового модернизма. Олег Лесюк, воспитательная вертикаль которого была заложена семейной генетикой, становился сторонником именно этой методологии.

Совместные работы с отцом в отрасли монументальной скульптуры (в первую очередь памятник Т. Шевченко в Жидачеве, 1992), а также памятник «Соборная Украина» в с. Братковцы Стрыйского района (1992), дали возможность молодому автору «освободиться» из-под определенных стереотипов пластической трактовки художественного образа. Даже при близких дистанциях к эталонным решениям монументальных объектов с недавних времен тоталитаризма вырабатывалась уже новая парадигма формотворчества, в основе которой — собирательность этнонациональных характеристик в эквивалентах эстетики.

Олег Лесюк преодолевал инерцию добывания быстрого успеха путем соглашения с новыми общественными настроениями. Его усилия были направлены на перестройку индивидуальной методологии, в которой каждая трансформация художественного образа должна была быть инспирирована новым качеством духа и сознания.

ОЛЕГ ЛЕСЮК. КРЫЛЬЯ ЛЮБВИ

КОНСОЛИДАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ВОЛИ В БОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ГОРИЗОНТЫ ТВОРЧЕСТВА

Первое десятилетие в Канаде (с 1992 года) стало для Олега Лесюка временем для инвентаризации своих профессиональных возможностей. Адаптируясь к новой художественной среде, изучая нормы творческой коммуникации в условиях активных межкультурных взаимодействий, художник перестраивал весь комплекс запросов и приоритетов. Национальный ценностный вектор не препятствовал ему в освоении новейших концепций визуального искусства, непосредственно связанных с гибким рынком эстетических идей, социального прагматизма, а также динамичного развития технологий. Получение заказов от частных лиц или общественных (или даже государственных) институций требовало перераспределения внутренних сил. Новое качество профессиональных знаний ожидало его на всех творческих направлениях — в монументальной скульптуре, станковой пластике, в дизайнерских разработках, работах по реставрации объектов архитектурного наследия, занятии живописью и графике. в 1993 году он становится членом Союза скульпторов Канады, а также Украинского союза художественных деятелей (УСХМ), в то же время оставаясь членом Национального союза художников Украины. в 1994 году состоялась его персональная выставка в Канадско-Украинском Художественном Фонде. На протяжении 1996—1998 годов Олег Лесюк был привлечен Школьным советом г. Торонто к реализации программы художественного развития молодежи в статусе инструктора по скульптуре. В 1999—2001-х годах он уже сам инициирует творческие симпозиумы скульптуры в материале дерева в к. Миссисага (Онтарио), вернувшись к отложенным «на потом» формальным экспериментам. Будучи куратором многочисленных выставочных проектов, мастер консолидировал свою творческую волю в более значимые горизонты творчества.

Таким образом, мобилизацией творческих и психоэмоциональных качеств Олег Лесюк начал свое успешное вхождение в духовно-культурное пространство Канады. Уже на уровне хронологии событий 1990-х годов можно было убедиться, что мастер откликался на каждую очередную возможность испытать свои профессиональные возможности в малоизвестных ему социокультурных реалиях.

Расширение действенного поля Олега Лесюка в Канаде происходило синхронно с освоением им нового жизненного пространства как в украинских, так и в поликультурных сообществах Торонто и других больших городов. Мастер все увереннее интегрировался в общественно-культурную жизнь эмигрантов из Украины, перебирая на себя разного рода поручения и полномочия. Следовательно, росло доверие к нему как первоклассному специалисту в скульптуре, монументально-декоративном искусстве — автора, который любит работать в синтезе разных специальностей. Его творческая мастерская в Торонто наполнена разнообразными инструментами для многопрофильных работ, а также многочисленными эскизами, моделями памятников и архитектонических форм — прообразов будущих монументальных трудов.

ОЛЕГ ЛЕСЮК. МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ПАТРИАРХУ МСТИСЛАВУ ВО ЛЬВОВЕ. 2013

СИНКРЕТИЧНОСТЬ

С середины 1990-х годов различать творческие дисциплины, в которых реализует свой талант Олег Лесюк, становится достаточно сложно, поскольку синхронно он работал и в скульптуре, и в дизайне, и в реставрации, и в станковой живописи или графике.

Институционный профиль имени Олега Лесюка определился уже в 2000-х годах, когда украинская интеллектуальная элита Торонто избрала его главой Украинского союза художественных мастеров (от 14 сентября 2007 года и до сих пор), а также членом КУМФ, Конгресса Украинцев Канады и некоторых других общественных объединений. Дополнительные общественные обязанности укрепили его синкретическое мышление, дав импульс для нескольких интересных концептуальных разработок. Совокупность тем, которыми мастер занимался в своих разных — творческих и общественных — ипостасях, вывела его на ключевые символы и аллегории с универсальной эстетической природой. От Шевченко к образам современников, духового императива и «всемирной тоски» украинского эмигранта — все вместилось в его философию формы. Так родился и совершенствовался мотив теплых краев журавлей, трансформируемый еще от известных поэтических фраз Богдана Лепкого «Чуєш, брате мій...». Олег Лесюк нашел разные композиционно-пластичные модификации этой понятной и дорогой каждому украинцу темы.

Учитывая то, что успешная реализация больших творческих заказов была возможна благодаря постоянной ангажированности его аналитического и синтетического мышления, новации в станковой пластике имели фундаментальное значение. Именно в этом, наиболее интимном, сегменте индивидуальной свободы решающую роль играла экзистенция. Благодаря ей и разрастался простор метафорической и метафизической субстанций — поля смелых пластически-образных экспериментов. В одном из интервью Олег Лесюк отметил, что наиболее близкими ему фигурами искусства прошлого были А. Бурдель, А. Архипенко и И. Мештрович, а в числе любимых занятий он называл музыку и театр. «Следы» этих инспираций в действительности отслеживаются в отдельных чертах авторского стиля лепки, однако только ими нельзя объяснить тех внутренних состояний, которые выводили автора на те или иные образные решения. Такие его композиции, как «Муза», «Мечта», «Крыла любви», «Пробуждение», «Семья» или «Восход солнца», «Рождественская игра» и прочие, являются достаточно разными по эстетической природе, имея широкий спектр ассоциативного раскрытия лирических тем.

В его станковых скульптурах 2000-2010-х годов претерпевают изменений сами принципы объемно-пространственного решения аллегорических тем. Мастер все чаще комбинирует разные материалы, добивается большей остроты в режиссуре композиционных элементов.

Синтетичность образного-аллегорического мышления Олега Лесюка, свойственная для ряда станковых произведений, укрепилась его гражданским, национальным сознанием. Это дало ему возможность интегрировать оригинальные формальные идеи в большие формы. Не отказываясь от очередных общественных обязательств, Олег Лесюк прогрессировал и по линии художественных практик, шаг за шагом обогащая интеллектуальный ландшафт Канады своими произведениями. Некоторые из них получили значительный резонанс в широких культурных кругах. Это, в частности, статуя Богородицы для парка Храма святых Мучеников в г. Мидланд, скульптуры для Китайского Католического Храма Всех Святых в г. Миссисага, позолота Библиотеки Парламента Канады в Оттаве, памятник Т. Шевченко для г. Квебек, скульптурная композиция «Память Нации» около Храма св. Иосифа УГКЦ в г. Оквилл (2017). Его авторства памятник к 100-летию украинского поселения в г. Рочестер (США, 2005) был признан лучшим памятником года в Северной Америке, а мемориальная бронзовая скульптура «Ангел» (2002) была выделена как одна из лучших соответствующего жанра произведений канадских мастеров.

Кроме профессиональных Олег Лесюк имеет немало наград от государственных и общественных институций Канады. Это прибавляет ему мотивации к дальнейшему организационному труду как многолетнего Председателя Украинского союза художественных мастеров, члена Канадско-украинского Художественного Фонда, Мирового совета культуры Всемирного Конгресса Украинцев, Национального художественного совета при Конгрессе Украинцев Канады. Художественная практика в дальнейшем доминирует в расписаниях каждого дня, в небольшой творческой мастерской в Торонто, а также в Галерее КУМФ, где никогда не затихает украинское слово и не исчерпывается подвижничество разных поколений украинцев в доблестном труде во имя Родины.

Роман ЯЦИВ, проректор по научной работе Львовской национальной академии искусств. Фото предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ