Он — патриот кукольного театра (из 55 прожитых мастером лет 35 связаны именно с куклами). Начинал Гольцов свою творческую карьеру актером, а с 1996 года он возглавляет Черниговский театр кукол им. А. Довженко. Виталия Гольцова можно назвать режиссером-тренером, потому что он хорошо знает актерское дело и может помочь не только словом, но и делом, подсказать молодежи, как создать образ таким убедительным, чтобы кукла ожила. Режиссер знает, как заинтересовать коллег самообразованием. Ныне Гольцова знают как одного из основателей украинского кукольного театра; то, что спектакли возглавляемого им коллектива всегда с нетерпением ждут зрители — как маленькие, так и взрослые, и все постановки проходят с аншлагами (и это в преимущественно русскоязычном городе), также большая заслуга мастера. О том, как становятся кукольниками, — наша беседа с В. ГОЛЬЦОВЫМ.
— Традиционно куклы — прерогатива девочек, а как вы погрузились в театральный мир и избрали профессию кукольника?
— Мы с сестрой были творцами своего мира, с этого все началось. У меня есть младшая сестра. В детстве мы играли с ней в куклы, но не с фабричными, а с теми, которые делали собственноручно. Мы нарисовали карту сказочной страны, где люди красиво живут. И эту страну населили разными существами и людьми. Мы рисовали своих героев на картоне, потом вырезали, давали им имена, одевали в бумажную одежду (сестра придумывала наряд как модельер). Количество наших кукол постепенно увеличилось, даже пришлось надписывать имена на спинах картонных фигурок, чтобы не забыть, кого и как зовут. А первую настоящую театральную куклу я увидел уже школьником, когда в Чернигов на гастроли приехал театр кукол, сейчас уже не вспомню, из какого города он был. Тогда я посмотрел и первое профессиональное представление. Я занимался во Дворце пионеров в драматическом кружке вместе с одноклассником и другом Юрием Трубой. Он потом поступил в харьковский институт, а когда приехал на каникулы, то рассказал, что в вуз набирают кукольников. Так вышло, что после армии я не поступил в институт. В Чернигове тогда создавался театр кукол, и вместе со своими товарищами по драмкружку я пришел к первому главному режиссеру Василию Ващаеву. Именно он взял меня в труппу. В 1976 году состоялся первый спектакль Черниговского театра кукол, и я принимал участие в нем, был вначале единственным актером, остальные были девчата. Так начался мой путь в театре...
— А где вы учились искусству режиссуры играющей куклы?
— В процессе учебы человек узнает какие-то правила системы, в которой он должен работать. Это дают учителя. Остальное зависит от самого человека, от его способностей, от его сердца. В 1979 году я поступил в Харьковский институт искусств им. И. Котляревского на кафедру театра кукол, на режиссуру (заведующим кафедрой был знаменитый Виктор Афанасьев). Он вместе с Сергеем Образцовым был повелителем в театре кукол, и не только в бывшем Советском Союзе. Это один из моих первых учителей в искусстве играющей куклы. Знаете, судьба Афанасьева сложилась потом очень драматически, тот курс, 1979 года, стал последним в его преподавательской карьере. Афанасьев также был и художественным руководителем Харьковского театра кукол, известного тогда во всем мире. Еще хочу вспомнить руководителя режиссерского курса Виктора Денисенко, ныне покойного и, к сожалению, забытого. Азы режиссуры театра кукол я получил от него.
— После окончания учебы вы пытались попасть в большой город с большими театральными традициями? Ведь достаточно распространено мнение, что Чернигов — нетеатральный город.
— В Чернигов я вернулся потому, что этот мой родной город. Здесь я начинал. Ничуть не жалею о возвращении. К сожалению, на постсоветском пространстве, в отличие от большинства развитых демократических стран, существует централизация не только в политике, но и в культуре также. Это досадно. В украинском варианте общества потребления, как я его называю, отношение к культуре — как к чему-то второстепенному. Наш театр, и я лично, пытаемся в меру собственных возможностей противостоять этой тенденции. Я не согласен с распространенным утверждением, что Чернигов — город нетеатральный. По украинским меркам, Чернигов — средний город, а по среднеевропейским — даже большой. И для такого города иметь три театра вполне нормально. Три театра — три фестиваля. В нашем театре раз в два года проходит Фестиваль авторских спектаклей. А еще надо сказать о зрителе. Я немало поездил по бывшему СССР, бывал на гастролях в дальнем зарубежье, делал постановки в других театрах Украины. Поэтому могу сравнивать и утверждаю — наш, черниговский зритель добрый, внимательный, благодарный, способный увлекаться. Итак, Чернигов — театральный город. Другое дело, что люди при власти, которые часто меняются, едины в своем равнодушии к искусству. И это делает наш город не очень уютным для художников. Я читал рукопись, до сих пор не опубликованную, Василия Ващаева, который создал Театр кукол в Чернигове в 1976 году. Он констатировал, сколько людей сменилось за первые шесть лет работы театра — 90 процентов. Прежде всего из-за отношения власти — ни квартир, ни достойной зарплаты. Собственно, как и сейчас. Есть большая текучка кадров в черниговских театрах. Одни артисты идут, другие не приходят, в первую очередь из-за проблемы с жильем...
В Чернигове давно обсуждается идея создания театрального отделения в местном Музыкальном училище им. Л. Ревуцкого. Оно могло бы готовить кадры для наших театров, которых так недостает. Но из-за недостатка средств, а в большей степени — из-за отсутствия воли у местного руководства она до сих пор не реализована.