Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыка дождя

Об иронической прозе Людмилы Тарнашинской
25 июня, 2009 - 19:22

«Парасоля на кожен дощ» (К.: «Неопалима купина», 2008) — это удачный пример того, как можно входить в литературу не обязательно с толстыми томами романов — достаточно доказать, что виртуозно владеешь словом в малой прозе, даже в прозаических миниатюрах. Писательница умеет мастерски почувствовать сложную психологию человека, которая с первого взгляда кажется нам обычной («У п’ятницю пополудні», «Гості з чужої сторонності»), может рассказать о трагическом событии в жизни человека просто, но с такой сердечной болью, что ты способен пролить слезы над этими предложениями, ощущаешь чужую боль, как собственную («Ненароджена Марта»). Философия повседневности побуждает быть внимательной к каждому оттенку чувств героев собственных произведений, учит выводить какую-то новую мораль из опыта пережитого (цикл «Зозулині черевички»).

Эта книжка мудрая и ироническая, несколько сентиментальная, написана высокохудожественным стилем (кстати, Григорий Штонь, проводивший презентацию книги в Национальном союзе писателей Украины, сравнивал «Парасолю...» с творчеством Стефаника). Действительно, корни языкового мастерства и психологического письма Тарнашинской имеют свои истоки в украинской прозе позапрошлого века. Но она не является слишком консервативной, это очень чувственная, действительно чуткая женская проза, на страницах этих новелл прочитывается, как почти до боли сочувствует своим героям душа автора.

Эта книга новелл, рассказов и маленьких повестей содержит произведения из многих циклов, создававшихся автором на протяжении последних двадцати лет. Книга очень долго шла к читателю, потому что сначала, ещё в 1990 году, должно было увидеть свет первое прозаическое издание литературоведа, критика и прозаика Людмилы Тарнашинской под названием «Дістатися берега», но из-за отсутствия средств этой книге так и не суждено было увидеть свет. Авторскому сборнику «Парасолі на кожен дощ» предшествовало маленькое издание новелл «Сходження на Фудзіяму» 1999-го. Но даже совсем небольшое издание доказало, что читатель имеет возможность встретиться с настоящим мастером психологической новеллы — об это Тарнашинская рассказала во время презентации книги, состоявшейся в НСП Украины.

Удивляет, как удается писательнице быть настолько внимательной к быту обычных, на первый взгляд, людей — таких, каких мы видим чуть ли не ежедневно на улицах города и в транспорте, чтобы поведать в нескольких абзацах драму жизни каждого из своих героев.

Людмила Тарнашинская известна не только как писательница — она добросовестный исследователь-теоретик в литературоведческой области: недавно увидел свет ее научный труд «Презумпція доцільності. Абрис сучасної літературознавчої концептології», а как публициста ее знают по книге «Закон піраміди. Діалоги про літературу та соціокультурний клімат довкола неї» и сборником литературно-критических текстов «Сезон вічності». Тем более интересно читателю открывать еще одну грань таланта Тарнашинской — прозаика, работающего именно с малой прозаической формой, нуждающейся в филигранном совершенстве формы и виртуозном владении искусством слова.

Анна ЛОБАНОВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ