Современники Франц Шуберт и Людвиг ван Бетховен жили в Вене, но не были знакомы. Их творчество наследует идейные направления двух разных эпох - Французской революции и периода Венского конгресса, при котором после разгрома наполеоновской Франции мировые лидеры перекроили континентальную политическую карту и судьбы людей. Бетховен завершил возрастное развитие музыкального классицизма, а Шуберт стал первым венским композитором-романтиком. Несмотря на это, в один период времени они написали выдающиеся произведения, которые прозвучат 10 октября в Национальной филармонии в исполнении солистов - заслуженного артиста, флейтиста Юрия Шутко и лауреатки международных конкурсов, пианистки Марии Вихляев.
ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОЗИТОР
Откроет программу написанная Бетховеном 1801 соната № 5 для скрипки и фортепиано (переложение для флейты и фортепиано - Ю. Шутко), которую назвали «Весенней». Композитор неохотно допускал попытки присваивать его произведениям конкретные названия - «Лунная», «Патетическая» и другие. Как-то перед премьерой Шестой симфонии, которую окрестили «Пасторальная», даже раздал публике программы с объяснением, что эта музыка - скорее, выражение чувств, чем живопись.
То же можно сказать и о сонате, за которой в силу радостной, пасторальной интонации закрепилось название «Весенняя». Ведь этой музыке присуща яркая образность, а не звукоподражание и натуралистичность.
Кроме того, в 1801 году Бетховен создал «Серенаду» Ре-мажор для флейты, скрипки и альта. В 1803-м Ф. К. Кляйнхайнц сделал переложение этого произведения для флейты (или скрипки) и фортепиано. Бетховен проверил и одобрил эту версию. Поэтому ее выдали как его произведение, которое сразу же стало популярным и начало приносить немалые деньги. Но это вызвало недовольство композитора, написавшего письмо издателю в Лейпциге с просьбой не приписывать этой аранжировке его авторство, ведь это - нечестно. Впрочем, к его просьбе так и не прислушались ...
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ НОВАТОРСТВО
«Интродукция и вариации» Шуберта на тему песни «Увядшие цветы» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» - одно из немногих масштабных произведений самых выдающихся композиторов мира, посвященных флейте. Его программа тесно связана с жизненными коллизиями, которые выпали на долю автора в период их написания - 1823-1824 годы. Тогда он страдал от болезни, которая подкосила его здоровье (через 4 года умер от тифа), а еще влюбился в одну из своих учениц - Каролину Эстерхази. Разница положения необеспеченного артиста и дочери графа Иоганна Карла Эстерхази фон Галанта сразу сделала эту любовь безнадежным. Но нежное, сдержанное чувство превратилось в сердечную дружбу.
Первым исполнителем «Интродукции и вариаций» стал товарищ Шуберта - флейтист Фердинанд Богнер. Он пользовался «венской флейтой» модели Г. Байра, интересным свойством которой было расширение нижнего регистра инструмента до «соль» малой октавы, то есть к более широкому скрипичному диапазону. Это новаторство сказалось на флейтовом звучании и обогатило трагическое произведение композитора неповторимым насыщенным тембром, придав ему небывалого драматизма.
По словам Юрия Шутко, это чрезвычайно сложное в техническом и художественном плане произведение является квинтэссенцией всей классической музыки, написанной для флейты. «Ведь композитору удалось раскрыть глубинную сущность этого инструмента, голос которого заставляет слушателя задуматься над вечными вопросами человеческого существования: сущности, свободы и ответственности индивидуума, нравственной позиции человека, - судьбы личности в мире, веры и неверия, потери и обретения смысла жизни», - добавляет он.
Соната ля минор «Арпеджионе» написана Шубертом для нового инструмента, похожего на смычковую гитару, или виолу да гамба, шесть струн которого имеют волшебное и проникновенное звучание, доводившее слушателей до экстаза. Его название - арпеджионе. Это произведение Шуберт создал летом 1824 года в Желизо, где давал уроки музыки в имении графа и влюбился в его дочь. Впервые сонату исполнил известный музыкант-виртуоз Винценц Шустер, который посвятил популяризации арпеджионе лучшие годы жизни.
В дальнейшем этот инструмент не получил широкого распространения и, возможно, благодаря сонате Шуберта, которая прочно вошла в концертную практику, избежал забвения. Сейчас партию арпеджионе исполняют на виолончели, реже - на альте. Впоследствии появились самые разнообразные транскрипции и переложения этого произведения Шуберта для струнных, духовых и даже ударных, например, маримбы. На концерте слушатели смогут услышать его в исполнении на «золотой флейте» в транскрипции Юрия Шутко.