ЦЕЛЬ, УНИКАЛЬНОСТЬ, ПОБЕДИТЕЛИ
В этом году на сцене Львовской национальной филармонии соревновались 29 молодых музыкантов в возрасте от 15 до 30 лет из 14 стран. Основателем и организатором мероприятия является Сергей Подолянчук, президент Общественной организации «Художественное объединение «Мир классической музыки». К проведению этого конкурса с самого начала (в 2013 году) привлекли всемирноизвестного львовянина-скрипача, который уже 30 лет живет и работает в США, профессора Истменской музыкальной школы Олега Крысу.
Цель конкурса — привлечь внимание международного сообщества и напомнить, что украинская музыкальная традиция, корни которой уходят в глубокую давность, теперь оживает после вынужденного «сна» в ХХ веке.
Международный проект во Львове проводят раз в три года. Конкурс состоит из трех туров. Победителей ожидает достойное вознаграждение (20 тысяч евро за первое место, 10 — за второе и 8 — за третье). В этом году впервые был внедрен приз зрительских симпатий (по результатам голосований в социальных сетях).
За первенство на конкурсе боролись представители самых престижных учебных заведений — Школа Джульяд и Истменская школа музыки (США), Венский университет музыки и исполнительского искусства и Университет Моцартеум — Зальцбург (Австрия), Музыкальный университет Кельна (Германия), Академия им. Сибелиуса в Хельсинки (Финляндия), Музыкальный университет им. Фридерика Шопена в Варшаве (Польша) и ведущие университеты Японии, Южной Кореи, Китая... Все туры конкурса-2019 транслировались он-лайн на канале YouTube. Одним из партнеров конкурса скрипачей стал Украинский культурный фонд.
Организаторы конкурса особенно отмечают то, что он стал популярным и престижным не только благодаря достойному призовому фонду и компетентному жюри, в состав которого входят выдающиеся педагоги и исполнители мирового уровня. Основное преимущество конкурса — в уникальной балльной системе оценивания выступлений участников. Кроме того, к контролю за голосованием жюри привлечена независимая аудиторская компания «Контракты-Аудит», и это, отмечают организаторы, — единственный такой случай в мире.
Участники ІІІ Международного конкурса скрипачей Олега Крысы в этот раз играли произведения Баха, Бетховена, Паганини, Венявского, Моцарта, Сен-Санса, Брамса, Прокофьева, Шнитке, Шостаковича, Сибелиуса, Равеля и Чайковского. В обязательную программу входила и музыка украинского композитора, и это концерт для скрипки с оркестром №5 (в 2017 году) Евгения Станковича «Вопрос без ответа» с посвящением Олегу Васильевичу Крысе.
Победу одерали: первая премия — Евгений Чеповецкис (Латвия), вторая — Константин Лукинюк (Украина), третья — Дмитрий Удовиченко (Украина). Специальные призы: Тарас Зданюк (Украина), Юкико Уна и Даичи Накамура (Япония), Хавих Анна Элиа Элдерс (Нидерланды). Приз зрительских симпатий получил Константин Лукинюк (Украина).
— Конкурс набирает силу, признание, авторитет, круг музыкантов расширяется, число участников увеличивается, география — тоже, — отметил глава жюри Олег КРЫСА. И добавил, что для освещения музыкального конкурса во Львов из Лондона приехали представители авторитетного издания — журнала The Strad (от фамилии Страдивари. — Т.К.), а это — очень важно, потому что информация о конкурсе разойдется по всему миру.
ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУК»
«ПРОБЛЕМА КОНКУРСА — В ОТСУТСТВИИ КУЛЬТУРЫ КАК ТАКОВОЙ»
Совсем иной взгляд на нынешний конкурс у известного музыковеда Любови МОРОЗОВОЙ, она написала на своей странице в Facebook: «Третий конкурс скрипачей Олега Крысы сегодня завершился во Львове гала-концертом финалистов. Вокруг него, уже традиционно — споры и обвинения в коррумпированности. Ну, потому что вторую премию получил ученик Олега Крысы.
Я скажу о другом. Ученик Олега Крысы Константин Лукинюк как раз набрал, как говорят, больше всего «лайков» зрительской аудитории. Ну и получил приз зрительских симпатий. Он экстравертен, безусловно талантливый и вообще поп-стар. Но, прошу прощения, именно «поп», самородок без культуры интонации и поведения на классической сцене (постукивание пальцами посреди Станковича, эротические покачивания бедрами и бросания смычка в зал — это эффектно, но вне воспитания классической сцены).
Проблема конкурса — в отсутствии культуры как таковой. В том, что на закрытие можно поставить Тараса Зданюка — скрипача, который даже не прошел в финал. Почему? Потому что он посвятил музыкальное произведение (ну как, произведение — любительское ожерелье обработок — «Фантазия на темы из лирико-комической оперы «Запорожец за Дунаем») своему учителю и члену жюри Владимиру Заранскому. Да, парень сошел еще во втором туре, но члену жюри будет приятно, если гала-концерт откроют произведением в его честь, да?
Проблема в том, что закрывать конкурс назначили двух о-о-очень шикарных теть, которых ну вот просто за пять минут до того сняли — одну с самовара, а другую со свадебной машины. И тети в пышных платьях с начесами из 90-х красиво зачитывали текст с планшетов на двух языках, но а) даже не проставили правильные ударения в фамилиях участников; б) не поинтересовались перед началом, присутствуют ли в зале те персоны, которых они собираются приглашать к слову; в) выполняли сугубо «самоварную» функцию. Потому что для перевода (а не для зачитывания с бумажки) пришлось вызывать совсем другую молодую и не пафосную девушку, которая, откровенно говоря, перевела приблизительно 70% текстов, а с 30% не знала, что делать. Потому что для проведения концерта пришлось выставлять еще одну ведущую (которая объявляла номера и во время самого конкурса), которая с удивлением вчитывалась в названия произведений и истошно кричала в микрофон. Потому что церемония концерта, посреди которой у жюри спрашивают: «Ну, может, кто-то из вас хочет что-то сказать?» — а жюри озадачено переглядывается — это не импровиз, а неподготовленность.
О «Світоч» с его навязчивой рекламой вместо увязки бренда с достойным культурным делом — вообще молчу. Потому что втюхивать шоколад тем 300 посетителям концерта через бесконечную трансляцию на экране во время церемонии вручения призов — это безвкусица, безвкусица, безвкусица.
Оркестр — это отдельная тема. Сборный коллектив, так называемый «Львовский симфонический оркестр» играл финал в 10 (потому что вечером у всех работа), а закрытие в 14 (потому что вечером — работа). И такое может быть, хоть солистам такое неудобно, как и публике, но необязательность «халтуры» касается не только выходов в нерабочее время, но и отношения к материалу. Когда оркестр вообще не реагирует на темпы исполнителя, когда уровень его настолько низок, что в трансляции приходится сопровождение почти полностью «прикрутить» звуковикам, оставляя лишь солиста — это ужас, ужас, ужас.
Отдельный маркер — это вызов аудиторской компании для проверки конкурса. Здесь нечем гордиться, потому что аудит для конкурса — это свидетельство того, что есть потребность в легитимизации. И как именно легитимизировала аудиторская контора из Львова конкурс Олега Крысы — одному Олегу Крысе и известно. Кстати, на приглашение «самоварных» ведущих подняться представителей компании на сцену никто не отозвался. Ну, тоже знак.
В действительности мне понравился финальный отбор. Хотя, по моему мнению, наиболее творческим и интересным из финалистов был Дмитрий Удовиченко, обладатель третьей премии. Потому что у него как раз была та культура звука и утонченность, которой так не хватало в конкурсе. Все трое лауреатов могли бы выглядеть более достойно, если бы не эта ужасная безвкусица конкурса, в котором из года в год ученики Олега Крысы ДОЛЖНЫ получать призы. И с этим ритуалом ничего не может поделать ни одна аудиторская контора».