Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыка как язык мира

О фильме-концерте к юбилею ООН при участии Национального одесского филармонического оркестра
29 октября, 2020 - 10:28
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В канун отмечания 75-летия основания глобальной международной Организации объединенных наций (ООН) вышел фильм с концертной интернациональной программой «За мир и солидарность» Национального одесского филармонического оркестра,  посвященного этому событию. Запись состоялась в начале октября на локации около фонтана вблизи Одесской оперы. Режиссер ленты — главный дирижер и художественный руководитель НОФО Хобарт Эрл.

Оркестр представила Координатор системы ООН и гуманитарных вопросов представительства ООН в Украине госпожа Оснат Лубрани (США). Дипломат напомнила, что встреча с музыкой происходит в очень непростых условиях для одесситов, для украинцев и людей всего мира, страдающих от пандемии коронавируса, а Украина также от вызовов, связанных с единством страны. «ООН гордится этим сотрудничеством, — отметила госпожа Лубрани, — и надеемся, что оно будет продолжаться и в дальнейшем. Это празднование с музыкой, с музыкантами, так гармонично играющими, для нас является символом того, как победить пандемию».

Напомним, недавно на специальном заседании по случаю 75-летия окончания Второй мировой войны, заместитель генерального секретаря по политическим вопросам и перестройке мира Розмари Ди Карло выразила надежду на быстрейшее достижение мира в Украине и возобновление ее территориальной целостности.

У дирижерского пульта был Хобарт Эрл. Во время конферанса представление произведений происходило на английском языке (с украинскими титрами). Программа пятидесятиминутного концерта была достаточно разнообразной и интригующей.

Звучала популярная музыка разных народов и континентов, которые, как правило, составляют праздничную программу ко Дню города Одессы: Арама Хачатуряна, Никоса Скалкотаса, Эдварда Грига, Жуля Массне, Дмитрия Шостаковича, Альдемаро Ромеро, Аргибальда Джойса. Уместный акцент в программе — исполнение знаменитого, наполненного воинственным и победным духом «Запорожского марша», созданного в свое время по мотивам народных песен слепым бандуристом Евгением Адамцевичем. Это произведение впервые было триумфально исполнено в 1969 году в Киевской опере в оркестровой обработке дирижера Евгения Гуцало, а сольную партию тогда исполнял сам автор марша.

Хобарт Эрл напомнил, что Одесса появилась как интернациональный город, в нем всегда присутствовала греческая составляющая — с античных времен и уже в новейший период, когда на ее поприщах возникла патриотическая тайная организация «Филики Этерия». Поэтому симптоматически, что в праздничную программу был включен динамический Messolongitikos из «36 греческих танцев» выдающегося греческого композитора Н. Скалкотаса. Стоит напомнить, что в следующем году будут праздновать 200-летие провозглашения Независимости Греции, и одесситы также будут активно участвовать в отмечании этого исторического события.

Объявляя другое произведение венесуэльского пианиста и композитора Альдемаро Ромеро «Fugacon Pajarillo» — своеобразное сочетание европейской формы (фуга) и венесуэльского народного танца («Pajarillo»), господин Хобарт, уроженец Венесуэлы, отметил: «Когда в 1945 году образовывалась ООН, никто не мог себе представить, что за 75 лет такой трагической станет общая ситуация в этой латиноамериканской стране. Это немыслимо. Следовательно, всем венесуэльцам, где бы вы ни были, посвящаем это произведение».

Среди музыкальных напоминаний малоизвестного авторства было и медленное, славянское по мелодике «Воспоминание» («Remembrance», 1909) «английского короля вальса» начала ХХ века, композитора Арчибальда Джойса. Его реминисценции угадываются в очень популярных вальсах времен Второй мировой войны, особенно на поприщах прежнего СССР. Интересным оказалось и знакомство с фантазией Дмитрия Шостаковича «Таити Трот» по мотивам песни «Чай на двоих» из мюзикла «Нет, нет, Нанетт» В. Юманса, который юный композитор аранжировал для симфонического оркестра из-за спора с дирижером Николаем Малько всего за 40 минут (!).

При случае отметим, что Одесский филармонический оркестр за последние тридцать лет впервые среди украинских симфонических коллективов дважды пересекал Атлантику, побывал на Австралийском континенте, а в настоящее время, благодаря участию в вышеупомянутой программе в качестве народной дипломатии продемонстрировал онлайн высокое исполнительское искусство для всего мира, утверждая идеи мира, гуманизма и солидарности.

В подготовке фильма приняли участие операторы Игорь Рябчук и Антон Лысых, пилоты дрона — Вячеслав Грубый и Данил Родионов и звукорежиссер Александр Шагов.

Запись концерта:  https://www.youtube.com/watch?v=MZ4qnC1iBCs&feature=youtu.be&fbclid=IwAR...

Владимир КУДЛАЧ, Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ