Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Музыка любви и мира

Во Львове состоялся марафон памяти Василя Слипака
5 июля, 2017 - 18:08
ДМИТРИЙ КАЦАЛ

Проект «Тихие дни любви и музыка мира», посвященный оперному певцу и бойцу АТО, начался 29 июня — в этот день год назад Василь Слипак (позывной «Міф») погиб от пули снайпера около поселка Луганское, в Бахмутском районе Донецкой области.

Марафон длился три дня, и это не случайно — именно столько раз солист Парижской национальной оперы приезжал в АТО. Напомним, что Василь Слипак 19 последних лет жил и работал во Франции. Когда в Украине началась война, сначала был волонтером, а впоследствии стал бойцом «Правого сектора»... Кавалер ордена «За мужество» (посмертно), Герой Украины, кавалер ордена «Золотая звезда» (посмертно).

Посвящение «Мифу», которое готовили «Фонд Слипака», Львовская филармония и Хоровая капелла «Дударик», состояло из трех частей — хоровой, фортепианной и оперной. Лозунг марафона — слова немецкого писателя Бертольда Ауэрбаха «Музыка — единый всемирный язык, ее не нужно переводить, на ней душа говорит с душой».

Проект при участии отечественных и зарубежных исполнителей проходил на нескольких площадках, и это были филармония, Итальянский (венецианский) дворик Исторического музея, Зеркальный зал и двор Дворца Потоцких, Королевские палаты Исторического музея, конечно же школа № 46, где учился Василь, Хоровая капелла «Дударик», воспитанником которой Василь был и пел в этом коллективе около 15 лет, также Гарнизонный храм святых апостолов Петра и Павла, где Василя отпевали, и поле почетных захоронений № 76 Лычаковского кладбища, где 41-летний контратенор и участник боевых действий на востоке Украины нашел последний приют. Вход на все мероприятия, кроме двух концертов в филармонии, был свободным.

Три дня в честь Слипака во Львове звучало духовное пение, также — композиции Верди, Гуно, Берлиоза, Сен-Санса, Лысенко и Гальперина... Конечно же, не забыли организаторы проекта и о музыке, которая была в репертуаре В. Слипака. И это, в частности — «Алкид» Бортнянского и «Кармина Бурана» Орфа.

В рамках мероприятия состоялись допремьерный показ документального фильма «Миф» и круглый стол «Василь Слипак и украинская диаспора: несыгранная роль» при участии музыковедов, композиторов, музыкантов, музейщиков, также — научных работников кафедры философии искусств университета им. И. Франко.

Начался марафон с литургии в гарнизонном храме святых апостолов Петра и Павла, закончился — «Одой к радости» Бетховена в филармонии.

— Практически все музыканты, к которым мы обращались с предложением принять участие в проекте, сразу же дали «добро», — рассказывает руководитель Хоровой капеллы «Дударик» Дмитрий КАЦАЛ. — Поскольку мы определились со сроками проведения марафона еще год назад, то это позволило нам пригласить во Львов лучших зарубежных дирижеров, вокалистов и пианистов.

«В «ДУДАРИКЕ» ВАСИЛь НАУЧИЛСЯ КУЛЬТУРЕ, ЭСТЕТИКЕ, РЕПЕРТУАРУ, ЯЗЫКАМ И МИРОВОЗЗРЕНИЮ»

Дмитрий, 9-летним Василь пришел на прослушивание в «Дударик» — под опеку вашего отца — светлой памяти Николая Кацала. И задержался на многие годы. Правда ли, что именно в вашем коллективе он почувствовал не только вкус к пению, но и решил, что именно вокал будет его профессией?

— Это происходило на наших глазах... У Василя было специфическое строение лица, удлиненное. Он пошел в маму. Если посмотреть на длину шеи и физиологичное строение лица, это бас. Мы и думали, что все будет происходить привычно — попоет немножко в альтах, перейдет в теноры, а затем — в басы. Но не так получилось, как задумывалось. Он долго засиделся в альтах и в 18—19 лет все еще оставался альтом. Когда Василь окончил общеобразовательную школу, его родители обратились к моему отцу с просьбой посодействовать. И Николай Кацал, немного поработав с Василем, передал его в науку к Марии Байко, таким образом она стала реально его трамплином в вокальной сфере. В «Дударике» Василь научился культуре, эстетике, репертуаре, языкам и мировоззрению. То есть стал на патриотические позиции и приобрел стальной характер, а оттачивала его голос Мария Байко. В консерватории было страшное сопротивление — они не знали, как могут принять человека с голосом, который у них не прописан ни в одной учебной программе. У них есть сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, колоратуры. А что такое контратенор?.. Это есть только в Англии и Италии. То есть Василь год или два сможет попеть в консерватории этим голосом, а дальше что? Поэтому никто особо и не обращал внимания на эту чудо-одаренность. Но теми или иными усилиями Василь спел вступительные экзамены, также был подготовлен нашими преподавателями по другим дисциплинам на вступление, и потому консерватория не могла Василю отказать.

За рубежом Слипак прожил половину своей жизни. Поддерживали ли вы с ним связь?

— Да, связь поддерживали. В частности, благодаря тому, что «Дударик» неоднократно ездил на выступления во Францию. И Василь выступал с нами как солист. Также предварительно обсуждали с ним организационные вопросы по гастролям «Дударика». А когда у Василя были каникулы, он приезжал сюда.

— Следовательно, получается, что Василь с «Дудариком», откуда стартовал, так и не разрывал контактов...

— Ни в коем случае! Нет! Василя со многими «дудариками» связывали длительные дружеские отношения. У него было много друзей детства. И я — один из них.

«ОН ВОКРУГ СЕБЯ ОБЪЕДИНЯЛ ЛЮДЕЙ»

— В вашем коллективе вежливые и воспитанные мальчики. Но это на концертах и в пределах коллектива, а так ребята — есть ребята. Всякое случается...  Интересно, каким Василь был вне «Дударика»?

— Он прогрессировал. С ним произошло такое изменение, как с голосом. Он из альта превратился в баритон. И так же физиологически превратился из мальчика с весом 50 килограммов при росте 190 см в гиганта свыше 100 килограммов. Такое изменение произошло с ним в 2002 году. Он как-то очень быстро стал атлетом. И чтобы достичь этого, нужно очень много над собой работать. Так же параллельно менялся и его характер. Он был реально спокойным, уравновешенным, человеком компании, интересным, веселым, очень позитивным, но никогда не был на передке — никогда не был лидером. Чтобы было понятно, он никогда не создавал, как говорится, футбольных команд, никогда никого не звал играть — просто присоединялся. И тут мы поняли, что это — совсем другой Василь. Он вокруг себя объединял людей, и это уже были какие-то ответственные вещи. Во Франции достаточно спокойная диаспора. Там «игроки» третьего плана. И он в Париже их заражал своим примером. В частности, Орест (старший брат Василя. — Т.К.) когда-то сказал мне: «Чем дальше, Дмитрий, я общаюсь с Василем, тем больше он напоминает мне твоего отца».

То есть?

— Он стал непробиваемым! А это значит, что в случае, если человек себе что-то решил, осознал, что его дело — святое, то его, этого человека, не сдвинуть с места. Тогда Василь потихоньку превратился в такую бескомпромиссную идейную субстанцию. Личная жизнь у Василя, конечно, тоже была. Но общественная его работа была, собственно, такая. И он стал центром музыкального сообщества Франции, украинского... То есть он зажигал, объединял, инициировал выходы (первый, второй, третий Майданы), инициировал постановки собственным примером. Конечно же, у него появился ресурс. Он стал популярным, узнаваемым, на него начали иначе смотреть — начали любить, за ним тянулись. Таким образом трансформация состоялась, и в правильном русле.

«СОБИРАЛСЯ ПЕРЕЕЗЖАТЬ В УКРАИНУ И «С КОНЦАМИ» ИДТИ НА ВОЙНУ»

Возможно, знаете, что подтолкнуло Василя ехать в АТО? Ну, занимался волонтерской работой, так пусть бы и занимался. Многие так делают. Но разрывался между выступлениями в театре и районом боевых действий, специально выискивая для этого время и возможности. В конце концов, каждый раз серьезно рисковал жизнью. И случилось то, что случилось...

— Я побаиваюсь говорить о каких-то точных вещах, потому что это связано с оружием, пулей и смертью... Что его побудило подойти так близко к смерти?.. Мы переписывались. В последний раз — в декабре 2015-го. Знаю, что в последнее время он начал отсекать от себя все лишнее — и в разговорах с близкими людьми, и в эстетике, и в быту... Он фактически продал все, потому что собирался переезжать в Украину и «с концами» идти на войну. Мне кажется, что у него изменилось сознание, потому что он понимал, что беда продолжается, войне нет конца и края. И мне кажется, что он чувствовал, что там необходим. Возможно даже — в роли жертвы. Или человека, который за собой что-то и кого-то поведет. Но ему уже и волонтерства становилось мало... Он и это пережил. То есть человек трансформировался, вы понимаете — куда.

В заключение, что бы вы сказали о Василе?

— В первую очередь, нужно ценить собственную жизнь. Но если кто-то почувствует в себе внутренний запрос из подсознания — подобный или близкий к тому, то пусть он все ставит на это. А в целом, должен сказать, что он был очень позитивным человеком. И от него исходил хороший авантюризм, свет и добродушие. Это вокруг него происходило. Конечно, смерть — это очень печально и фатально. Но аура доброты, добродушия и позитива осталась. И я при каждом воспоминании о Василе думаю, собственно, об этом.

P.S. Марафон — позади. Впереди — Международный конкурс оперных вокалистов имени Василя Слипака, который инициирует Львовская филармония. Дата проведения — декабрь нынешнего года. Относительно проекта «Тихие дни любви и музыка мира», то, по словам Дмитрия Кацала, он будет ежегодным. Платформа останется сотканной из музыки — тишины, любви и мира. Возможно, с вкраплениями художественных экспозиций. «В конце концов, границ для развития не существует», — подытоживает руководитель «Дударика». И добавляет, что главное — лучшие дирижеры, солисты, исполнители, как говорится, с первой полки. Потому что и Василь Слипак, и Львов этого заслуживают.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов; фото Андрея КУБЯКА и из архива Дмитрия КАЦАЛА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ