Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыкальный «Шелковый путь»

Из тура по странам Средней Азии вернулись Киевский симфонический оркестр и хор
26 октября, 2007 - 00:00
РОДЖЕР МАКМЕРРИН

По словам руководителя коллектива Роджера МакМеррина, «это были самые дорогие гастроли за всю нашу четырнадцатилетнюю историю существования». Поскольку местные организаторы не имели возможности оплатить дорогу, артистический гонорар и аренду залов (250 тысяч долларов), поэтому весь финансовый груз лег на плечи спонсоров. Помочь оркестру согласились шестьсот (!) фирм и компаний, названия которых перечислили в программках. Но это были удачные инвестиции в искусство, ведь выступления ста пяти украинских музыкантов под управлением американского дирижера стали, по отзывам СМИ, «примечательным событием в культурной жизни Узбекистана, Киргизии и Казахстана». Довольно давно публика этих стран не видела выступлений музыкантов из Украины. Хотя в советские времена культурный обмен между республиками бывшего СССР был достаточно активным. Меломаны со стажем из Средней Азии хорошо помнят блестящие выступления капеллы «Думка» во главе с Евгением Савчуком... Но сейчас времена изменились, и ведущие коллективы теперь скорее поедут в Европу зарабатывать деньги, чем на гастроли в Среднюю Азию, где рядовой гражданин не может себе позволить даже за два доллара купить билет на концерт. Но музыкантов из Киевского симфонического хора и оркестра очень тепло принимала местная публика. Хотя наши артисты не скрывают, что с определенным предубеждением отправились в мусульманские страны, потому что их коллектив возглавляет пастор пресвитерианской церкви (МакМеррин). Слушателям они предложили программу, в которой исполняли американские духовные песни (спиричуэлы), в частности ораторию Генделя «Мессия» и другие произведения. Организаторы этих гастролей предупреждали, что возможны протесты, и, например, публика начнет выходить из зала во время концерта. Но все опасения не подтвердились: везде зрители чрезвычайно тепло и по-дружески принимали наших артистов. А в газете «Узбекистан сегодня» на первой странице, рядом с портретом президента Каримова, был размещен портрет МакМеррина с информацией о выступлениях украинского коллектива. После концерта в Алма-Ате дирижеру вручили букет из ста роз...

Кстати, Иисуса Христа мусульмане очень уважают, считают его пророком, а поэтому везде с любопытством слушали «Мессию», следя за русским переводом текста произведения в программках. А относительно спиричуэлов — Роджер МакМеррин пытался в течение концертов объяснять публике, что они слушают. Всегда после выступлений было немало вопросов. Например, спрашивали: «Почему украинский коллектив во главе с американцем поет в странах Средней Азии песню «Нью- Йорк, Нью-Йорк»? А потому, что на улицах Нью-Йорка (интернационального города) можно услышать разные языки мира: английский, итальянский, украинский, испанский, русский и даже... казахский. Очень понравилась публике знаменитая композиция «Дорога №66», которая на самом деле существует и соединяет Лос- Анджелес и Чикаго, и она так же важна для США, как знаменитый «шелковый путь» для стран Востока. Перед исполнением знаменитой «Аллилуйя» Генделя, обращаясь к публике ,МакМеррин рассказывал, что впервые это произведение прозвучало 250 лет назад, и король Георг был настолько поражен, что приподнялся со своего места, и с тех пор это произведение все слушают стоя. И весь зал поднимался с мест, а когда прозвучали последние аккорды, устраивал артистам громкие овации и требовал сыграть «на бис»...

Местные организаторы гастролей просили не провоцировать мусульман на эксцессы. И все-таки Роджер МакМеррин не мог не спеть вместе с хористами «Отче наш» перед обедом в гостинице в Самарканде. А на следующее утро все повара вышли к артистам с просьбой спеть для них «Отче наш».

Но были и «сюрпризы». Так, приехав в Бишкек, Роджеру МакМеррину сообщили, что на выступление его коллектива продано... всего пять билетов. Дирижер очень расстроился, даже предложил отменить выступление, но за час до концерта организаторы тура сообщили: в зале уже находятся 800 меломанов. Наши артисты выступали очень вдохновенно, и на следующий день зал уже был переполнен.

Кстати, параллельно с концертами проходили творческие встречи украинских оркестрантов в консерваториях. Это были импровизации: когда гости и хозяева пели и играли свое, обменивались нотами и адресами. Так, в Алма-Ате местный хор сделал подарок Киевскому симфоническому оркестру и хору, исполнив в лирико-эпической манере «Ой, дуб, дуба». Но когда в ответ наши басы могучим звуком затянули эту песню — публика была удивлена и громко аплодировала.

Итак, украинские музыканты снова доказали, что способны идти впереди дипломатов и преодолевать границы. Киевский симфонический хор и оркестр так понравился, что наших артистов пригласили опять приехать в Среднюю Азию. А свой новый концертный сезон артисты начали в Национальном доме органной и камерной музыки, презентуя киевлянам и гостям нашей столицы программу, составленную из произведений Вивальди, Дюрифле и Рихарда Штрауса.

Людмила КУЧЕРЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ