Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы живем, пока любим»!

Это жизненный лозунг Эдуарда Марковича Митницкого, которому 4 августа исполнилось бы 90 лет
4 августа, 2021 - 16:19

В день  рождения раскрываем тайну живого присутствия Мастера в жизни тех, кого он любил и тех, кто любил и любит его.

«Не думал, что буду общаться с Эдуардом Марковичем после его смерти больше, чем при жизни. Теперь понимаю, что такое Учитель. Сегодня трудно понять, что происходит не только в политике, но просто с людьми, которых знал едва не всю жизнь. Спрашиваю у него: Что Вы думаете? Улыбается. Зачем ты задаешь глупые вопросы, Алексей? Он умел так ответить, что ты понимал себя, его и даже того дурака, из-за которого вопрос возник. Он не ушел. Он рядом. Для меня навсегда»,  - говорит режиссер  Алексей  ЛИСОВЕЦ.

Эдуард Маркович каким-то удивительным образом находил какое-то уникальное объединительное зерно, из которого, собственно, и прорастали всегда особенные именные отношения.

В завершение моей учебы на Высших режиссерских курсах он предложил мне поставить спектакль в его театре.

В первом коротком собеседовании выяснилось, что мы оба учились в Киевской школе № 25, понятно, с большой дистанцией во времени.

Я предложил пьесу Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» - жестокую историю отношений учительницы и учеников. Репетиции очень обнадежили, но вдруг ее запретили для постановки в Украине. Факт запрета произведения о понимании поколений возмутил Мастера. Не одну филиппику по этому поводу я слышал от него. Но благодаря этому инциденту мне открылась концепция его театра.

Эдуард Маркович был классным руководителем и председателем родительского комитета своего уникального класса одновременно.

Артисты вставали, когда он заходил в репетиционный  зал. Стеснялись, если видели его недовольство. Замечания воспринимали с ретивостью отличника.

Основатель Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра вполне естественно считал своим правом подправлять, а порой и дорабатывать спектакли младших коллег. В какой-то момент такая формула творческих отношений обрела острую критичность, и к чести он сделал для себя важные выводы.

«Многому я научился у своих наставников, еще больше - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников», - сказано в Талмуде. И так класс превратился в школу Митницкого, из которой вышли в мир театра яркие последователи и самодостаточные мастера: Дмитрий Богомазов, Юрий Одинокий, Алексей Лисовец, Андрей Билоус, Тамара Трунова, Мунир Бакри (Израиль), Игорь Матиив, Юрий Мисак, Александр Олексюк, Игорь Талалаевский, Дмитрий Весельский и много других известных актеров.

Если попробовать сформулировать, что их объединяет, то это воспринятая от Мастера способность постигать новое, лелея старое. Не забывая при этом слова В. Белинского: «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника».

«Педагогика для меня - проявление эгоизма. Я учу, чтобы самому не отставать. Я учусь у своих учеников, проверяю мир на них. Они видят его в другом новом проявлении. У меня есть опыт прошлого, и мне аккумулировать этот мир, «крутой» мир - очень трудно. Понять его сегодняшние ценности я не могу, однако я обязан понимать. Нельзя жить в нашей профессии только прошлыми ценностями. Да, они классические ценности, но каждая эпоха привносит новое. Нравится или не нравится, но это неумолимо. Ученики помогают разобраться, в какой-то мере в том новом мире, который нам диктует и навязывает время. Это первое. И, как во всех случаях жизни, существуют личные симпатии. Если бы была антипатия, не держал бы человека рядом, я эмоциант по натуре, и у меня обязательно был бы конфликт».

Эдуард Маркович умел угадывать и высоко ценил в человеке иммунно-компетентные клетки от непорядочности.

Особенное место в жизни и творчестве режиссера заняла Ада Роговцева:

«Для такой «режиссерской» актрисы, как А. Роговцева - гибкой и восприимчивой к режиссуре чувственной (условно говоря) и осторожной к режиссуре знаковой (также условно признанной), - установление диагноза режиссерско-актерских соотношений, влияния и взаимообогащения крайне необходимо. Роговцева, восприняв «религию» режиссера, способна на глубокие, контрастные и нестандартные решения, которые отличают ее художественную и человеческую природу…»

 

«Встреча с Эдуардом Марковичем Митницким была особенной и решающей для моей актерской судьбы. С нее начались и совместные работы, и творческая дружба на пять десятилетий.

И была та работа, без которой не представляю ни своей, ни Эдиковой жизни, - работа над «Варшавской мелодией» Леонида Зорина. Мне было тридцать лет. Я работала с тонким, умным, очень талантливым режиссером, я как будто подытоживала весь свой уже достаточно большой актерский опыт и выходила на новый профессиональный уровень. После генеральной репетиции «Варшавской», перед премьерой Эдуард Маркович сказал: «Ну вот, завтра ты проснешься знаменитой». И я проснулась знаменитой.

Я глубоко благодарна режиссеру, который поверил в меня, легко и празднично репетировал со мной и подарил мне роль моей жизни», – отмечает актриса Ада  РОГОВЦЕВА.

Согласно Бетховену «Для человека с талантом и любовью к труду не существует препятствий». И это уже вопрос не школы, а академии проникновения в природу высшей одаренности, в тайну таланта.

Своим восторгом от постановки «Трех сестер» в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра я поделился в нашей газете.

Мастер звонил, благодарил, рассказал о следующей постановке. Я заметил, что 38 названий в действующем репертуаре стоит зарегистрировать в «Книге рекордов Гиннеса» и согласился, что масштаб материальных и духовных расходов на такое явление оправдывается масштабом эмоциональной территории, которая сохраняется с разнообразием ее рельефа.

В момент обсуждения «Закона о контрактной системе» речь пошла об установлении предельного возраста для должности руководителя театра. Конечно, по этому поводу я обратился к самому зрелому основателю театра - человеку, который создал то, чего не существовало, и в течение 40 лет вел его дорогой успеха.

Митницкий ответил с улыбкой: «На девятом десятке об этом рано говорить».

Сегодня диалог с юбиляром продолжается, диалог живой и содержательный. Его размышления будто перевязывают раны, порезы, которыми так изобилует жизнь каждого человека:

«Единственное, что я могу сказать, пожелать. Мне кажется, что очень важно человеку, просыпаясь утром, понять - то, что он сделал вчера, позавчера, он сделал благодаря своему умению, потому, что его уважают не за служебное положение, а в силу завоеванного им в людях доверия. Не сделать никакой подлости. «Успех», продвижение, в основе которых лежит неправда, подлость, - они все равно человека точат и грызут. Ведь подсознание чище от самого сознания - искреннего и правдивого. Поэтому и совесть в человеке всегда есть, даже если она загнана в темный угол души».

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ