Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мятежный лорд

220 лет назад родился Джордж Ноэл Гордон Байрон
1 февраля, 2008 - 00:00
БАЙРОН / ФОТО ENGLISHHISTORY.NET

Сегодня он принадлежит к числу тех авторов, о которых все слышали, но мало кто читал. Ну, может быть, за исключением тех, кто «проходил» его произведения на филфаках. Нет, есть еще один сектор потребителей — изучающие английский язык. Между тем этот поэт был едва ли не самым популярным литератором не только в Англии, но и во всем читающем мире XIX века и создал произведения, герои которых оказывали влияние не только на пишущих людей, но и на читателей, пытающихся «строить жизнь» по Чайльд-Гарольду или Манфреду.

АРИСТОКРАТ НА БАРРИКАДАХ

«Образ Байрона оказался очень успешным и многократно эксплуатировался многочисленными подражателями». Древнее происхождение Байрона было для него неким комплексом — титул не подкреплялся соответствующим финансовым обеспечением, так что юный лорд вынужден был жить в условиях экономии, во всяком случае, по сравнению со своими более удачливыми сверстниками.

Право выступать в Палате лордов (его тоже давал титул) не привело к какому бы то ни было эффекту, кроме курьезного: его речи не имели успеха (еще бы, ведь одна из них было в защиту луддитов — рабочих, ломавших станки, которые лишали их работы).

Светский лев и великий труженик, хромающий — и активно занимающийся спортом, любимец женщин и разрушитель репутаций — Байрон многолик и сложен, пишет vz.ru. Может быть, поэтому так удобно выделять наиболее значимые константы его жизни и творчества: байронический герой, вселенская скорбь, длинные поэмы, участие в национально-освободительных движениях, смерть от лихорадки в Греции. Немало для литератора. Особенно для литератора, столь популярного в России XIX века.

Влияние Байрона на поэзию «Золотого века» было огромным, начиная со знаменитых переводов Жуковского. Пушкинисты до сих пор спорят о степени влияния Байрона на Пушкина, но никто его не берется оспаривать. Байрон для Пушкина был явным притяжением в ранние годы и столь же мощным отталкиванием в зрелый период — при использовании множества фактурных элементов его творчества.

Наиболее «байронические» произведения Пушкина — «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», с их восточным колоритом и роковыми страстями. «Евгений Онегин» в какой-то степени может быть соотнесен с «Дон Жуаном».

Немало значил Байрон и для Лермонтова, причем влияние это было не только литературным, но и давало о себе знать в бытовых проявлениях, хотя, конечно, трудно однозначно сказать, кому подражали молодые люди того времени — Байрону или его героям.

Мода на Байрона была очень долговечной — он был весьма популярен и в 1860-е, об этом упоминал в своих статьях Писарев.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ОТРАЖЕНИЯ

О Байроне не только слышали, его могли «видеть» зрители в нескольких кинолентах. Среди множества «отражений» Байрона нельзя не упомянуть кинематограф. Едва ли не первый фильм о Байроне был снят в 1922 году («Принц любовников: жизнь лорда Байрона»), поэта играл Ховард Гэй, известный нам по классическим фильмам Гриффитта «Рождение нации» и «Нетерпимость». С тех пор фильмы о Байроне снимались регулярно, среди последних — биографическая лента 2004 года с Джонни Ли Миллером.

Наиболее памятны две ленты. Это, прежде всего, костюмована мелодрама 70-х «Леди Каролина Лэм», где Байрона, разбившего жизнь главной героине, играет Ричард Чемберлен, и пародийный фильм известного безобразника Кена Рассела «Готика», роль великого поэта в нем досталась Габриелю Бирну.

Фильм Рассела — не только издевательство над «готическим жанром», но и своего рода каталог обывательских стереотипов о Байроне и его окружении (супруги Шелли, доктор Полидори). И еще — как бы приквел к новому культурному мифу о создании Франкенштейна.

Байрон здесь воплощение вседозволенности и демонизма, его появление на экране должно напомнить зрителю классический выход другого известного лорда, встречающего гостей, — Дракулы. Вообще, этот фильм — подарок для синефилов, так как напичкан цитатами, начиная от «Андалузского пса» и заканчивая «Ребенком Розмари».

Перечисленные выше константы творчества Байрона успешно эксплуатировались в посвященных ему фильмах. Разумеется, теряя глубину и многозначность. То же самое происходило и в реальности.

Образ Байрона, имидж, как сказали бы сегодня, оказался очень успешным и многократно эксплуатировался многочисленными подражателями, выбиравшими, как правило, маску скучающего мизантропа...

Олег РОГОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ