Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На высокой ноте

Евгений Станкович поделился с читателями «Дня» впечатлениями от турне по США
5 апреля, 2017 - 10:12
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

С выдающимся современным украинским композитором Евгением Станковичем мы встретились по случаю нерядового события: он только что вернулся на Родину после большого концертного турне по городам США.

«В АМЕРИКЕ ЗНАЮТ МНОГИХ НАШИХ МУЗЫКАНТОВ»

— Я находился в США почти месяц, ездил по приглашению скрипачки Соломии Сороки и ее мужа пианиста Артура Грина. Соломия — воспитанница украинской скрипичной школы, Артур — Джульярдской, то есть американской. Это блестящие музыканты, с весомым опытом работы, — рассказал «Дню» Евгений СТАНКОВИЧ. — Оба — профессора: Артур — Мичиганского университета, одного из лучших в Америке, который находится в местечке Эн-Арбор, а Соломия Сорока работает в огромном институте в Гошене. Соломия и Артур — энтузиасты современной музыки, причем, что очень важно, украинской. Артур уже даже начал говорить на украинском языке. Они активно пропагандируют также украинскую классику в Америке и Европе, принося тем самым огромную пользу нашей культуре.

Более года назад музыканты обратились ко мне с предложением предоставить для исполнения произведения для скрипки и фортепиано. Я им выслал ноты и они записали и выпустили в Англии на фирме «Токата Классик» компакт-диск. Наше турне было, собственно, презентацией этого компакт-диска в ряде городов США.


ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

— В каких городах вы побывали?

— Гастроли  началось с Чикаго, потом были Детройт, Эн-Арбор, Гошен, Джексон, Вашингтон и в конце — Нью-Йорк. Практически везде залы были заполнены. В основном это были студенты и преподаватели высших учебных заведений, а также, конечно, представители украинской диаспоры. В Эн-Арборе я специально встречался по их просьбе с молодежью. Студенты интересовались особенностями обучения наших композиторов, отличиями, тем, какие дисциплины у нас преподают, что интересует ровесников и т.п.

Концерт в Вашингтоне проходил в достаточно большом зале Украинского музея. Я очень благодарен, что на него пришла жена нашего посла в США Людмила Мазука.

В США очень развита украинская громада, она интеллектуальная, живет там уже много лет, занимает весомые должности и с большим интересом относится к нам. Они знают, что происходит в нашей стране, очень нам сочувствуют и всячески способствуют тому, чтобы украинская культура «звучала»: устраивают выставки украинской живописи, литературы и поэзии, кинопоказы, концерты и т.п.

Они очень внимательно следят за всеми событиями, желают нам как можно скорее подняться на ноги и твердо стоять. Нужно выразить им большую благодарность за отношение к Украине. Они нас поддерживают, болеют и хотят с нами общаться. А наилучшее общение — это музыка и искусство.

В Америке знают многих наших музыкантов. Мне, например, показывали церковь, где с успехом выступал хор «Киев» с Николаем Гобдичем.

— Расскажите о вашей встрече с Национальным симфоническим оркестром Украины, который гастролировал в США?

— Я не знал точного маршрута нашего Симфонического оркестра. Я с ними пересекся в Гошене. Музыканты  меня сначала даже не узнали — думали, что это какой-то призрак. А я просто был в концертном зале, где работает Соломия Сорока, и они как раз приехали на репетицию.

Их гастроли — это явление незаурядное, особенное не столько для Америки, сколько для Украины за 25 лет ее независимости.  Наши музыканты в очередной раз показали, что у нас есть коллектив уровня лучших мировых оркестров! А сколько было восторженных рецензий об их выступлениях! При этом сравните условия работы наших музыкантов, у которых нет даже приличной репетиционной базы, и ведущих оркестров мира. Чрезвычайно высокие оценки имели украинские  солисты Алексей Гринюк и Дмитрий Ткаченко. Залы аплодировали им стоя. Дирижировали Владимир Сиренко и Теодор Кучар.

В настоящий момент, когда у нас проходят реформы, которые, по моему мнению, часто вообще не имеют отношения к культуре, хотя претендуют на это, думаешь: за рубежом работают люди, получают огромные зарплаты, а у нас такие музыканты — и недооцененные. Какой-то абсурд!

«В МУЗЫКЕ РЕВОЛЮЦИЯ НЕВОЗМОЖНА, ЗДЕСЬ ВСЕ РЕШАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

— Последний ваш американский концерт выделялся среди других?

— Да. Его организовал Украинский институт в Нью-Йорке, художественным руководителем которого является Соломия Ивахив, — тоже выдающаяся украинская скрипачка и пропагандист украинской музыки. Она принадлежит к молодому поколению музыкантов, которое активно будет популяризировать украинскую музыкальную культуру. Я думаю, что эти мастера заслуживают большой поддержки и уважения, так как делают намного больше для знакомства Америки с нашей страной, чем дипломаты.

Сейчас в Нью-Йорке довольно  часто проходят выставки художников, скульпторов, выступления музыкантов.  Недавно прошли концерты нашего молодого композитора Богдана Кривопуста, который познакомил американское общество не только со своей музыкой, но и с творчеством других украинских маэстро. Соломия Ивахив —  большой наш промоутер.

На моем концерте присутствовали преподаватели из Джульярдской школы — пианисты, виолончелисты. Я даже смог вызвать на него нашего земляка — композитора Леонида Грабовского. Звучала моя камерная музыка для разных составов. Это была совсем другая программа.

Перед концертом состоялась большая дискуссия о путях развития современного искусства.

— Что бы вам хотелось особенно отметить после длительного визита в США?

— Весьма доброжелательное отношение американцев к тем, кто приезжает из Украины. Наша страна действительно нуждается в поддержке. У нас есть много чрезвычайно одаренных людей, которые пишут невероятно интересную музыку, достойную того, чтобы с ней знакомить мировую общественность.

Америка — страна, которая собирает все, что есть в мире самого интересного. Что касается музыки, то это в основном бывшие советские исполнительская и композиторская школы.

Каждый композитор-профессионал должен ориентироваться в мировом музыкальном пространстве, имея при этом право идти своим путем в творчестве. Есть дерево, а веточки могут ответвляться куда-либо. Слава богу, музыка может развиваться по-своему. Композитор пишет свою музыку, и он не знает, будут играть или знать его произведения при жизни. Это уже как получится. В музыке революция невозможна, здесь все решает индивидуальность. Мы — частица чего-то неизвестного. И яркий человек, который показывает что-то интересное, получает последователей...

Ольга ГОЛИНСКАЯ, музыковед


К ТЕМЕ

Прелюдия к празднованиям

На международный инструментальный конкурс зарегистрировано 450 заявок
 

С 20 по 29 апреля в Киеве состоится V Международный инструментальный конкурс Евгения Станковича.

В этом творческом соревновании будут принимать участие музыканты (в младшей, средней и старших группах), которые приедут из разных стран, по таким номинациям: «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты» и «Народные инструменты». Зарегистрировано более 450 заявок конкурсантов.

— В этом году конкурс отметит свой первый юбилей — пятилетие. Символично, что осенью (19 сентября) мы будем отмечать знаковое событие — 75-летие со дня рождения выдающегося современного украинского композитора Евгения Федоровича Станковича, а сейчас творческое соревнование можно назвать прелюдией к празднованиям. Также планируется провести Stankovych Fest, — подчеркнула Леся ОЛИЙНЫК, председатель оргкомитета Конкурса Е. Станковича, проректор Национальной музыкальной академии Украины, доктор философии искусства. — Маэстро только вернулся из триумфального турне по США, а в конце апреля Евгений Федорович уже сядет в кресло члена жюри инструментального конкурса, которое носит его имя. Следует отметить, что Е.Станкович работает в разных художественных жанрах, а потому это соревнование проходит в разных творческих номинациях. Сейчас на конкурсе будут звучать инструментальные наработки маэстро. Но хочу подчеркнуть, что это не конкурс собственной музыки Евгения Федоровича, а под его эгидой свое мастерство демонстрируют музыканты из разных стран мира. Это очень важно, и это авторский конкурс. Напомню, в 2012 году мы обратились к Е.Ф.Станковичу с предложением стать патроном, и маэстро согласился, чтобы состязание инструменталистов проходило под эгидой легендарного композитора. Этим Евгений Федорович поддерживает талантливую молодежь. Каждый раз количество конкурсантов растет. Например, в 2016 г. когда зарегистрировали более 600 заявок, то члены оргкомитета решили прекратить запись, потому что тогда нам пришлось месяц прослушивать всех желающих выступить на этом творческом соревновании. Кстати, по условиям конкурса, музыкантам предлагается исполнить одно-два произведения Е. Станковича, а все остальное по их желанию. Радует то, что каждый раз мы открываем новые имена, которые очень скоро станут мастерами и прославят своим искусством свои страны, а нам приятно, что эти звезды зажглись именно в Киеве.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ