Удивительным образом премьера в Киевском Молодом театре совпала с двумя датами – праздником, который называется Татьянин День, и днем рождения Владимира Высоцкого. Исполнительница главной роли в спектакле, народная артистка Украины Татьяна Стебловская своей бенефисной работой так отметила этот день. Почему вспомнили Высоцкого? Строкой из его известной песни назван спектакль – «Она жила в Париже», авторства Израэля Горовица, у которого пьеса называется «Моя старушка» (перевод Татьяны Некряч). Прозвучат в спектакле и слова из той песни о разговорах с самим Марселем Марсо, и все это будет касаться изысканной Мадам Матильды Жерар (Т.Стебловская). Впрочем, на этом ассоциации заканчиваются и начинается, собственно, сама история.
Пьеса Горовица в своей драматургической основе имеет несколько морально-этических и психологически-эмоциональных пластов. Они, как конструктор, встроены друг в друга и, возможно, именно поэтому режиссер Сергей Корниенко придумывает жанр спектакля по строительному принципу – архитектура отношений. Они исследуются в архитектуре здания, точнее, роскошной парижской квартиры, вокруг которой и закручивается интрига спектакля. В интерьере этого изысканного помещения художник Юлия Зауличная создает атмосферу бывшего аристократического духа, старинную мебель, картины, подсвечники, стены со следами охотничьих подвигов хозяина, покой и уют, несмотря на то, что окна квартиры выходят на Люксембургский сад.
Завязка спектакля почти детективная. Матильда-Стебловская, в осанке которой есть черты аристократической дамы и которая, несмотря на возраст, выглядит изысканно и в высшей мере достойно, отмечает какое-то особое событие двумя бокалами вина. В кресле напротив собеседник - …урна с прахом. Эту идиллию разрушает нахальный стук в двери, и в квартире появляется юнец Матиас (Анатолий Сомик). У него завещание на эту квартиру и он прилетел из Америки, чтобы вступить в права владения. Но озадачен вестью, что может получить квартиру только с «весомым» дополнением – мадам Жерар. Впоследствии появляется ее дочь Хлоя (Елена Узлюк), которая воспринимает непрошеного гостя как врага, который стремится разрушить идиллию парижской семьи. Так квартира становится той точкой, в которой сошлись интересы трех людей и где «архитектура» отношений демонстрирует свои сдвиги и колебания, надстройки и разрушения.
Есть смысл говорить о согласованном ансамбле, актерском трио Т.Стебловская, Е.Узлюк, А.Сомик взаимодействуют убедительно, демонстрируя непростые комбинации отношений персонажей. Есть надежда, что последующие спектакли, когда актеры уже уверенно будут следовать по проложенным путям характеров своих персонажей, появится нужный для действия темпоритм и более яркое проявление эмоций. Тогда точнее станет тот излом жанра, когда почти анекдотическая завязка спектакля перейдет в плоскость психологической драмы и проявится глубина смыслов, двигающих интригу.
Жизнь центральной фигуры актерского трио Матильды-Стебловской соткана из воспоминаний прошлого. Она имела мужа и многолетнего любовника, отца Матиаса. Это сильное чувство и память о нем согревают нынешнее существование, а его прах – ее единственный компаньон. Актриса передает состояние умиротворения своей героини, она спокойно переживает свой возраст и одиночество. Но и состояние растерянности перед обстоятельствами есть в характере героини. Она не готова «платить» по счетам бывшей любви, которые выставляет ей сын любимого. Героиня Стебловской чувствует растерянность, раскаяние, чувство вины. Ее психологические переживания на наивысшем градусе, ей уже ничего терять, вдруг в Матиасе она видит возможность спасения своей души.
Режиссер делает главный акцент на теме моральной ответственности за собственные поступки, прежде всего перед своими детьми, которые поневоле становятся наследниками последствий жизни родителей. Подчеркивая тезис чистоплотности помыслов, постановщик актуализирует тему супружеской измены, так знакомой многим людям.
«Скелеты» из шкафа придется достать и Матиасу. Анатолий Сомик ведет тему прозрения и прощения тонко психологически. Его герой, по-американски пренебрежительный и грубый, настроенный обвинять, но готовый и извинять. Демонстрируя разные состояния своего героя, А.Сомик сумел создать живой, полнокровный образ с убедительными моментами смены настроений, с интересной синусоидой мотиваций поведения.
Неожиданные открытия в личной жизни матери переживает и Хлоя. Манера игры Елены Узлюк задает амплитуду чувств молодой женщины от состояния агрессии до состояния влюбленности. На этом образе можно проследить мотив стремления женщины к любви, к пониманию с внешним миром, к гармонии.
Драматургический узел, который вязался с идеей расплаты за прошлые поступки, развязывается неожиданно счастливо. Рассказав историю любви, которая примирила взрослых детей с супружеской изменой их родителей, режиссер вместе с драматургом оставляют для зрителей надежду на прощение, надежду на любовь. Продолжение своей многолетней любви мадам Жерар увидела в чувствах Хлои и Матиаса, которые возникли в результате архитектурных сдвигов странных отношений персонажей. Впрочем, архитектурная конструкция действа не разрушается. Никто ни у кого не забирает квартиру в наследство. Просто в Америке на одного мужчину стало меньше, а в Париже – на одного жителя больше.
Следующий показ спектакля состоится 9 февраля