Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Надо растить не только новых хореографов, но и новых зрителей»

После семилетнего перерыва в Киеве выступила знаменитая танцовщица из Санкт-Петербурга Диана Вишнева
6 марта, 2007 - 19:48
ДИАНА ВИШНЕВА И ИГОРЬ КОЛБ ИСПОЛНЯЮТ НОМЕР «ЧУВСТВО ЛУНЫ» / ФОТО АВТОРА

Сегодня она одна из наиболее успешных балерин мира, прима Мариинского театра, звезда нью- йоркского «Метрополитен-опера», берлинского «Штатс- опера» и парижского «Гранд-опера». В Киеве Диана Вишнева презентовала балетное шоу «Вечер российской современной хореографии», о котором «День» писал в №30. После выступления состоялась наша беседа со знаменитой танцовщицей.

КЛАССИКА ИЛИ МОДЕРН?

— Диана, у вас обширный и разнообразный репертуар, что вам ближе исполнять: классику или модерн?

— Классика — это то, на чем я выросла, что впиталось с детства во время учебы в хореографической школе им. Вагановой, известной на весь мир. Поэтому я считаю себя прежде всего классической балериной и этим горжусь. Ведь в классике невозможно достичь окончательного совершенства. С каждым годом твои образы меняются, а вместе с ними — облик героинь, твое состояние и приходит осмысленность в танце. Для меня классический балет связан с драматургией, позволяющей раскрыться как актрисе. Но, с другой стороны, классика уже оценена многими поколениями, и зрители, идя на спектакль, изначально знают, что они увидят. Иное дело —современный балет. Тут зрители должны по-другому чувствовать. Их сознание должно быть более открыто. К сожалению, не всегда публика готова к этому. Ей легче пойти посмотреть классический шедевр, получить эстетическое удовольствие, а не обсуждать и осмысливать увиденные модерн-балет. Раньше западные спектакли можно было увидеть только на кассетах. Сейчас я уже много станцевала оригинальных балетов и счастлива, что могу видеть и находить интересных хореографов, экспериментировать в своем творчестве.

О СОПЕРНИЧЕСТВЕ

— Многие годы Большой и Мариинский театры соревнуются за звание лучшего, законодателя балетной и оперной моды. Это связано с противостоянием двух столиц или двух творческих трупп, или вообще нет никакого соперничества, а это все — пиар менеджеров ведущих российских театров?

— Давайте обратимся к истории. Когда организовывались Императорские театры в Москве и Санкт-Петербурге, то не было разграничения. А была одна дирекция, которая находилась в Петербурге. Она руководила не только балетными, но драматическими и оперными театрами. Раньше, для всех известнейших балерин — Истоминой, Кшесинской, Павловой, имеющей статус балерины императорской сцены, — не имело значения, где танцевать: в Петербурге или Москве. Для них было все открыто. Что касается статуса «лучшего театра», то каждый творческий коллектив хочет быть первым, и благодаря этому появляется некое соревнование артистов, музыкантов быть лучше, интереснее, оригинальнее. Ныне у нас нет конфликтов между театрами, а для престижа страны иметь две великолепные труппы — замечательно. Поэтому появились обменные гастроли, спектакли, в которых выступают артисты из Москвы и Петербурга…

— А вы сами являетесь тому успешным примером, ведь вы — солистка Мариинки — танцевали «Жизель» и «Лебединое озеро» в Большом театре...

— Мне было очень интересно станцевать «Лебединое озеро» в редакции Юрия Григоровича. Вообще же, на сцене Большого театра я себя чувствую прекрасно. Недавно прошел мой бенефис на родной сцене (отметила 10-летие выступления в Мариинском театре), а 1 апреля балетом «Дон Кихот» отмечу еще одну «красную» дату —10 лет, как впервые танцевала на сцене Большого театра.

— Вы работали с разными хореографами. В частности, экс- киевлянином, ныне руководителем балета Большого театра Алексеем Ратманским. Он ставил для вас в Мариинском театре. На вечере в Киеве вы вместе с Игорем Колбом показали па- де-де из его постановки «Золушки». Расскажите о вашем с Ратманским сотворчестве?

— Алексей очень интеллигентный, образованный человек и всегда у меня вызывает массу положительных эмоций. С ним очень интересно работать, ведь он может подсказать как танцовщик, а как балетмейстер обладает фантазией и огромным талантом. То, что Ратманский стал руководителем балетной труппы Большого театра — подняло рейтинг этого коллектива на еще большую высоту. Я видела его последнюю постановку в Америке «Русские сезоны» для «Нью-Йорк сити балет» на музыку Л. Десятникова. Это потрясающе! Я даже немного завидую артистам Большого театра, что у них есть молодой, талантливый, действующий балетмейстер, который не просто ставит, а непосредственно болеет за то, чтобы происходило что-то новое.

ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАХ

— Сегодня современные хореографы делают свои интерпретации классических сюжетов, например, эпатажные спектакли Макса Эка «Жизель», «Кармен», «Лебединое озеро». На ваш взгляд, стоит ли так перелицовывать классику?

— Я являюсь большой поклонницей экспериментаторских поисков Макса Эка и считаю его одним из великих хореографов нашего времени. Основа у него классическая, но его видение, интерпретации, стиль, язык — новы и очень неожиданны. Мне это очень интересно. Вообще, все объединяет музыка, все исходит от нее, как классический так и современный балет. Другое дело, что в модерне меньше «читаются» сюжетные линии балетов. Зато там больше экспрессии, свободы, импульсов. Знаете, после того как станцуешь современный балет, ты переосмысливаешь свою пластику и этот новый язык как бы освобождает твое тело. Я за поиски и эксперименты, особенно сделанные талантливо!

— Где вам чаще удается танцевать современную хореографию: на родине или за границей?

— За рубежом моя самая большая работа и одна из моих любимых партий — в балете Мориса Бежара «Кольцо Нибелунгов». Этот четырехчасовой балет я танцую в марте. Когда мы выступаем в Германии, то зал всегда битком набит зрителями. Хотя наверное не все представляют: как это танцевать на музыку Вагнера? Но Бежар — есть Бежар и он сумел создать очень интересный спектакль. Я безумно счастлива, что в моей судьбе есть этот балет.

В Киеве, на «Вечере российской современной хореографии», мы с моими коллегами: Игорем Колбом, Дарьей Павленко и другими показали экспериментаторские номера. Я считаю, что уже состоявшимся артистам нужно находить немного времени и помогать расти молодым хореографам. Да и себе этим помогаю, так как нехватка современной хореографии очень чувствуется сегодня на только в Росиии, но и в Украине… Я рада нашему творческому союзу с балетмейстером Алексеем Кононовым. Кстати, у Алексея Ратманского есть так называемые workshopы — «мастерские». Когда на малой сцене для зрителей демонстрируются эксперименты молодых хореографов. Я считаю, что таких студий, школ, workshopов нужно создавать как можно больше. И тем самым растить не только новых хореографов, но и новых зрителей.

— Диана, сегодня вы можете выбирать роли, партнеров, хореографов, театры...

— Ну не такая я уж «вольная птица», как вам кажется. Ведь от балерины далеко не все зависит. Театр, дирижер, хореограф, режиссер, художник, педагог, оркестр... а балерина лишь песчинка среди огромного коллектива, создающего спектакль. Конечно, у меня есть имя, и меня приглашают работать во многие театры. Но я мечтаю танцевать балеты, созданные специально на меня. Я счастлива, что специально для меня в Мариинском театре А. Ратманский поставил «Золушку», а Алексей Кононов «Чувство Луны». Последний номер стал для меня откровением. Во-первых, в нем использована необычная для балета музыка Ф. Хаузера, а во-вторых — новая, достаточно сложная хореография, которая основана не на конкретных комбинациях движений, а на психологическом, эмоциональном внутреннем тексте, которых и задает импульс телу. «Чувство Луны» пользуется неизменным успехом у зрителей и это меня очень радует.

— Диана, ходите ли вы на спектакли других театров? Есть ли у вас любимые балерины, на которых вы ориентируетесь в профессии танцовщицы?

— Я смотрю не только балет. Мне интересны постановки в разных жанрах: драма, комедия. Стараюсь не пропускать гастрольные спектакли и концерты, которые показывают в Санкт-Петербурге. Когда сама бываю на гастролях, то тоже пытаюсь посмотреть разные театральные новинки. Конечно, у меня есть свои любимые балерины, которых я боготворю еще с детства. Помню, как испытала шок, увидев выступления, сделанные в записи таких мастеров танца, как Доминик Кальфуни, Александра Ферри, Наталья Макарова. В современной хореографии для меня авторитетами являются Сильви Гильем, Анна Лагуна (во всех спектаклях Матса Эка).

— В балете важна преемственность поколений. Есть ли сегодня у молодежи стимул заниматься балетом?

— Балет — это очень тонкое, эстетское и элитарное искусство. Мне очень грустно видеть, что уже нет тех толп поклонников, какие были раньше на балетных спектаклях. Теперь только на отдельных постановках собираются специально поклонники балета, чтобы обсудить, как танцуют артисты, насколько этот спектакль отличается от вчерашнего. То есть какая- то жизнь в театре и вне его стен, сцены, танцовщиков — все же бурлит. Правда, теперь это происходит как-то кулуарно. Сегодняшняя публика зачастую идет в театр не за искусством, а на имя исполнителя или на громко раскрученную премьеру, расценивая поход в театр как некий светский раут. Тем не менее преемственность поколений в балете остается. Она поддерживается танцовщиками, педагогами и репетиторами. Ведь в балете все передается, как говорится, «из ног в ноги».

О ДИСЦИПЛИНЕ

— На ваш взгляд, какую роль в судьбе артиста играет: случай, удача и характер?

— Я считаю, что характер нужен не только в балете, но и в любой другой сфере. А судьба? Я — фаталист. А балет — это ежедневный труд, по тяжести сравнимый с работой шахтера. Не описать словами, как порой болят ноги, как каждый день трудно даются репетиции. Но, поскольку я балетом занимаюсь с детства, то другой профессии я себе не представляю.

— Балет требует и ограничений, порой неудобств, диеты...

— Балет — это прежде всего спартанская жизнь: абсолютно строгая дисциплина. Но я в этом ничего плохого не вижу. Если человек с детства дисциплинирован, то он и не считает эти ограничения неудобством.

— Расскажите о ваших любимых партнерах?

— В самом начале своей карьеры я много танцевала с Фарухом Рузиматовым. Люблю танцевать с Игорем Зеленским. Из молодого поколения — Андриан Фадеев, Игорь Колб. На Западе — Владимир Малахов, Мануэль Легри. У меня очень много партнеров...

— От каких ошибок вы бы предостерегли начинающих балерин, что бы посоветовали?

— Прежде всего — верить в себя и в свои силы. Не останавливаться, если поставили перед собой цель. Пусть ошибетесь, но все равно не останавливаться. Ведь на ошибках тоже учатся. Карьера балерины — это долгий и кропотливый путь, а время летит стремительно... Я помню, как 10 лет назад пришла в театр, а кажется, что это было лишь вчера. Балет открыл мне огромный и интересный мир искусства, познакомил с талантливыми людьми, сделал мою жизнь многогранной.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ