Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нам важно не потерять репутацию»

Конкурс Владимира Горовица, который должен был состояться с 20 по 30 апреля, перенесен на осень
14 апреля, 2020 - 09:56
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
ИРИНА ПОЛСТЯНКИНА

Напомним, Конкурс был основан в 1995 году в честь памяти нашего прославленного соотечественника, легендарного пианиста Владимира Горовица (который родился и получил образование в Киеве). За годы существования в конкурсе приняло участие свыше 1300 молодых музыкантов из 35 стран мира («Горовиц-дебют», Младшая, Средняя и Старшая группы).   Структура конкурса предусматривает проведение конкурсных соревнований в три этапа, которые проходят последовательно на протяжении 3-х лет: 1-й этап — Горовиц-дебют (до 14 лет), Младшая группа (9—15 лет), 2-й этап — Средняя группа (14—19 лет), 3-й этап — Старшая группа (16—33 года). Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица с 2002 года является членом Европейского союза молодежных музыкальных конкурсов (EMCY), а в 2004 году стал единственным в Украине конкурсом, который вошел в состав Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC), что по своему статусу приравнивается к таким организациям как Олимпийский комитет, ФИФА, ЮНЕСКО, ВОЗ. Это единственный в Украине конкурс, при котором с 1998 года существует «Школа исполнительского мастерства», а с 2000 года — Международный культурно-художественный проект «Международная Летняя музыкальная академия». За эти годы свыше 700 молодых музыкантов из 18 стран мира получили мастер-классы известных музыкантов-педагогов из Австралии, Беларуси, Великобритании, Канады, Нидерландов, Германии, Норвегии, Польши, Российской Федерации, США, Турции, Франции и Украины.

В 1998 году Конкурс инициировал возрождение традиции проведения просветительских концертов для самых широких слоев населения на открытой эстраде Центрального парка культуры и отдыха. За время проведения четырнадцати Международных фестивалей «Киевские летние музыкальные вечера» состоялось 364  концерта, в которых принимали участие 836 солистов и 171 коллектив из 31 страны мира: Австрии, Беларуси, Бразилии, Армении, Великобритании, Греции, Эстонии, Израиля, Ирландии, Испании, Италии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Македонии, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Российской Федерации, Сербии, США, Турции, Украины, Франции, Хорватии, Швеции, Японии. В наше время концерты фестиваля проходят на базе Концертного зала Государственной радиокомпании Украины и известных концертных площадках г. Киева.

Для последующего творческого роста молодых лауреатов конкурс В. Горовица основал первый в мире музыкальный фестиваль «Виртуозы планеты», в котором играют исключительно лауреаты первых премий и Гран-при самых известных конкурсов, — членов Всемирной федерации музыкальных конкурсов.

В настоящее время организаторы Конкурса  обратились к  участникам, партнерам и поклонникам этого уважаемого творческого соревнования: «В связи с обстоятельствами, которые сегодня сложились почти во всем мире, мы вынуждены сообщить, что XII Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Старшей группе отсрочены до осени 2020-го (ориентировочные даты — 11—21 октября).

Заверяем, что все, кто прошел Квалификационный отбор, смогут принять участие в Конкурсе, невзирая на изменение возраста»...

По словам Ирины ПОЛСТЯНКИНОЙ, президента Международного благотворительного фонда конкурса Владимира Горовица: «В этом году конкурс собрал яркое созвездие молодых талантов. Мы ожидали 31 пианиста из 18 стран мира! Но коронавирус поломал планы, впрочем... Впрочем, имеем надежду, что большинство пианистов подтвердят свое участие в конкурсе по новым датам 11-21 октября. Впрочем, мы понимаем, что у каждого могут быть разные обстоятельства — как личные, так и профессиональные, которые могут воспрепятствовать, а потому будем ожидать подтверждения от претендентов до августа. Я не думаю, что ситуация, которая возникла с COVID-19, может «расхолодить» наших музыкантов. Как я замечаю по социальным сетям, «домашний арест» только разжег костер креативности. Мы видим в соцсетях домашние концерты, ансамбльное музицирование с помощью платформ ZOOM и SKYPE.

В настоящее время Киевская муниципальная академия музыки имени Р.М. Глиэра тоже работает дистанционно. Преподаватели приспосабливаются к ситуации. Лекционные, групповые занятия проводим в программе ZOOM.І,  индивидуальные — с помощью видеомессенджеров, SKYPE, ZOOM. Это сложно, занимает намного больше времени. Впрочем, преподаватели сейчас имеют большую нагрузку, в сравнении с работой в офлайн. Но я   надеюсь, что все скептики, наконец, поймут, что классическую музыку нельзя надолго загонять в цифровой формат и делать из нее продукт, который можно «включать и выключать». Академические музыканты должны работать в залах со слушателями, играть с «живыми» оркестрами, петь на сцене оперных театров, а занятия в учебных заведениях должны проводить в классах в формате «facetoface»! Иначе мы можем превратиться в экспонаты кунсткамеры.

Конечно, я очень обеспокоена  ситуацией  с переносом Конкурса Горовица по следующим пунктам:

• Конкурс Горовица финансируется Министерством культуры, молодежи и спорта, Департаментом культуры КГГА. В связи с ситуацией COVID-2019 ожидается секвестр бюджета, и Международный конкур молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Старшей группе может не получить финансирования в полном объеме в октябре;

• спонсоры, которые жертвовали деньги на премиальный фонд, могут не поддержать нас в октябре из-за экономических проблем;

• все мероприятия, которые мы планировали к празднованию 25-летию  конкурса (концерты лауреатов прошлых лет, записи на ТВ, фондовая запись лауреатов конкурса под дирижерством Кирилла Карабица при содействии «Общественного вещателя», мастер-классы «Международной Киевской Летней академии», юбилейные концерты лауреатов в Италии (Больцано, Кремона), Франции (Париж, зал Корто), Германии (Дортмунд), Грузии (Тбилиси) уже отменены или под угрозой отмены.

• Конкурс уже испытал чувствительные финансовые потери, но больше всего я боюсь потерять репутацию конкурса. Мне важно сохранить лояльное отношение к конкурсу основателей, участников, жюри, партнеров и друзей конкурса.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ