Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

NAMU – 120-летний юбиляр

Скромно, без торжеств, но... с ремонтом
7 августа, 2019 - 12:34

Музей со львами, Музей древностей и искусств, Городской музей, Художественный музей, Национальный музей, Национальный художественный музей Украины (теперь NAMU) — это не о разных учреждениях, тем более — не о разных местах! С конца ХІХ века все желающие посещают здание в неоклассическом стиле под номером 6 на улице Грушевского (когда-то улица Александровская и со временем Революции), чтобы осмотреть самую репрезентативную коллекцию украинского искусства.

СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ... / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

5 августа 1899 в пяти залах первого этажа тогда еще недостроенного Киевского городского музея древностей и искусств по случаю XI Всероссийского археологического съезда открыли археологическую выставку исторических находок Викентия Хвойки (кстати, вся коллекция была выкуплена меценатом Николаем Терещенко в интересах музея). Так что в этом году музей отмечает 120-летие со дня основания, скромно и без торжеств: скоро закрываются на ремонт. Впервые за многие годы музей получил финансирование, в частности, на реставрацию световых окон второго этажа, которые задумал легендарный киевский архитектор Владислав Городецкий (именно он завершал строительство музея, основываясь на проектах архитекторов В. Николаева и М. Бойцова). Благодаря использованию новейших тогда железобетонных конструкций и стеклопакетов на втором этаже музея было такое хорошее естественное освещение, что сюда для написания портрета в 1912 году непревзойденный мастер Иван Труш приглашал позировать Лесю Украинку.

ИВАН ТРУШ. ПОРТРЕТ ЛЕСИ УКРАИНКИ (ЛАРИСЫ ПЕТРОВНЫ КОСАЧ, 1871—1913 ГГ.). 1900. ДЕРЕВО, МАСЛО / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МУЗЕЕМ

Музей пережил революции и войны, храня и преумножая выдающуюся коллекцию искусства национального значения. Среди сотрудников музея передаются легенды о том, как их предшественники собственноручно выносили барочные иконы из заминированных церквей в 1930-х; о том, как в военные годы за шкафом прятали вход в фондохранилище с ценными окладами XVIII в..; о том, как посетители из села Малютинцы, что на Киевщине, в экспозиции узнавали свою бабушку на полотне Николая Пимоненко. Что говорить — музей, как и наша страна в целом, пережил много за эти годы.

В последнее время усилиями генерального директора Юлии Литвинец музей готовился к масштабной реставрации. Кроме того, с участием группы меценатов — Львов музея — и с помощью общественности уже отремонтировали вестибюль и обновили мебель, отреставрировали мраморный пол, восстановили входные двери. Во время экспертного исследования здания обнаружили неожиданное: оказывается, сегодня музей выглядит совсем не так, как его воплотил В. Городецкий. Из небольшого этюда Николая Бурачека, написанного в 1913-м году, можно представить, что музей внешне должен быть намного интереснее и ярче. То, что мы видим сегодня, — заслуга «реконструкции» советского времени. Вместо того чтобы обновить изысканную тонированную штукатурку, в начале 1970-х музей просто забрызгали снаружи бетоном.

ЭКСПОЗИЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛА МУЗЕЯ. НАЧАЛО ХХ ВЕКА / ФОТО ИЗ АРХИВА NAMU

Сегодня NAMU — это любимое место встречи жителей столицы и Must see гостей Украины. Здесь каждую среду — бесплатный вход для студентов и школьников, много детских программ, интересных лекций, экскурсий. Музей живет в ногу со временами: активно ведет страницы в Facebook и Instagram, готовит резонансные выставочные проекты, проводит серьезную научную работу. В среде научных работников не пропускают научную конференцию — Чтение памяти первого директора Н. Беляшевского.

Музей со львами, Нацмузей, NAMU — это о каждом из нас. Здесь живут произведения искусства, которые мы видели маленькими и к которым приведем своих детей и внуков. Это культурный код нации, который оберегает и преумножает команда профессионалов, чтобы еще через столетие мы вспомнили август 1899 года.

Надежда ПАВЛИЧЕНКО, кандидат культурологии
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ