21 июня в Колонном зале им. Лысенко в сопровождении Национального академического оркестра народных инструментов Украины (НАОНИ) выступит оперная певица Наталия Шелепницкая (сопрано). Будут звучать украинские народные песни, произведения Франца Шуберта, Франсиса Лея, композиции Наталии Шелепницкой, а также английской поп-певицы Adele Adkins в аранжировках для оркестра народных инструментов. Специальным гостем вечера станет лидер группы Mad Heads XL Вадим Красноокий. Пестрая программа должна была бы удивить почитателей народной инструментальной музыки. Однако она отражает разноплановое творчество оркестра, которое уже давно не ограничивается только фольклорным репертуаром. Так, с Наталией Шелепницкой еще в 2007 году был записан альбом украинской классической и народной музыки (собственно, сотрудничество с отечественными певцами и композиторами является давней традицией оркестра), кавер-версии и аранжировки популярной зарубежной музыки — АВВА, The Beatles, французских и итальянских эстрадных песен — тоже в практике Национального оркестра народных инструментов. Поэтому и будущий концерт, и прошлогодний юбилей оркестра, и ряд успешных, резонансных импрез, проведенных на протяжении последних лет, — все это поводы встретиться с художественным руководителем и главным дирижером известного коллектива Виктором Гуцалом и поговорить об истории и перспективах его творческого «детища».
— Официальным годом основания нашего коллектива является 1969-й. Но в действительности все началось десятилетием раньше, когда возникла сама идея организации в Украине оркестра народных инструментов — идея более чем логичная, учитывая то невероятное разнообразие народно-музыкального инструментария, который издавна существует на украинских землях (больше 60 разновидностей, не учитывая подвидов), — вспоминает В. Гуцал. — В то время подобные оркестры уже существовали фактически во всех союзных республиках — Армении, Азербайджане, Казахстане и др. А в Украине были: Полтавская капелла бандуристов Гната Хоткевича (где играли народные музыканты без музыкального образования), оркестр, созданный при Харьковском клубе «Металлист» Леонидом Гайдамакой (организованные в 1920-х оба этих оркестра прекратили свое существование из-за репрессий власти в 1930-х), Закарпатский Раховский оркестр (там играли сопилкари, скрипачи, цимбалисты, трембитари), Мельнице-Подольский на Тернопольщине, созданный Василием Зуляком в 1956 году. Киевский оркестр народных инструментов должен был соединить традиции народного музицирования из всех украинских регионов на основе «троистых музык» — излюбленного украинцами состава ансамбля. Однако воплотить этот замысел оказалось непросто, поскольку наряду со сторонниками оркестра украинских народных инструментов (а это — поэт Максим Рыльский, композиторы братья Георгий и Платон Майбороды, Лев Ревуцкий, Станислав Людкевич, Филипп Козицкий, Михаил Вериковский) были и те, кто выступал за создание в Киеве оркестра... русских народных инструментов.
— Сегодня о таких «прожектах» довольно странно слышать...
— Да, но тогда это была продуманная антиукраинская культурная политика! Балалайка, домра и баян и так были самыми распространенными на востоке Украины (балалайка, например, была самой дешевой — 1 рубль 70 копеек!), еще и обучение игре на них всячески поощрялось — организовывались отделения в музучилищах, кафедры в консерваториях. Даже во Львове насаждалась русская народная музыка — это я могу утверждать, потому что вырос там.
Какие бы ни были времена, свою национальную культуру надо нести, в какой-то степени даже и насаждать. Имея колоссальное народное музыкальное наследие, мы не использовали эту мощную силу для консолидации, воспитания духовности, подъема морали
Борьба велась в культурных сферах. И по ту сторону «баррикад» тоже стояли весьма влиятельные, уважаемые деятели музыкального искусства. Поэтому иметь оркестр украинских инструментов было нельзя — слишком уж бросалось бы в глаза наше своеобразие, отличие от российской музыки, что признать в то время кое-кому было нелегко. Самое интересное, что оркестр возник не как государственный коллектив, а «под крылом» Музыкально-хорового общества УССР — общественной организации, которая взяла на себя все организационные и финансовые хлопоты. Представьте себе, какая работа была проведена: найти и привезти музыкантов в Киев, обеспечить жильем и заработной платой, предоставить репетиционную базу. Хорошо, что в то время в общество входили такие известные мастера-патриоты, как оперный певец и композитор, председатель Музыкально-хорового общества Сергей Козак, писатель Александр Чумак, — они переживали за это дело и поддержали его. И уже тогда, когда наш оркестр заработал, начал активно выступать, государство взялось его обеспечивать. Сначала он был Оркестром народных инструментов, впоследствии получил статус «государственного», потом — «национального» и в итоге — «национального академического».
«ВСЕ НАШИ ОРКЕСТРАНТЫ УМЕЮТ ИГРАТЬ НА НЕСКОЛЬКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
— Виктор Емельянович, расскажите, как в вашем коллективе совмещается народное и академическое искусство? Ведь музыканты оркестра не являются фольклористами...
— Наше направление деятельности — концертное исполнительство на народных инструментах. Каждый оркестрант — профессионал с консерваторским образованием. Наряду с аутентичным исполнительством, которое реконструирует и фиксирует фольклор в неизменном, неприкосновенном виде, тем самым продлевая жизнь традиции, концертное исполнительство (через аранжировку) помогает сделать эту традицию приобретением самого широкого круга слушателей. Как соединить академическую манеру с народной? Сначала в оркестре играли и профессионалы, и уникально талантливые музыканты-самоучки из народа, без малейшего понятия о нотной грамоте — они и принесли в оркестр народную манеру музицирования, которая культивируется и доныне. Немало зависит от самого инструмента: скажем, приемы и манера игры на цимбалах, сопилке — истинно народные, а скрипачи, которые учатся в консерватории на академическом репертуаре, перенимают элементы народной манеры уже у нас в оркестре. Кстати, все наши оркестранты умеют играть на нескольких музыкальных инструментах! А это — невероятное разнообразие: бандуры, цимбалы, кобзы, скрипки, басоля, лира, телынки, зозульки, свирель, козобас, горн, казацкая труба, бугай, флояра, полтавский рожок, дуда, дрымба, бубен, рубель и качалка, береста и много других.
«МЫ СОВРЕМЕННЫ, МОДЕРНЫ...»
— Год назад вы представили программу, которая имела чрезвычайный успех у слушателей всей Украины, — сборник мощнейших хитов рок-музыки в исполнении оркестра НАОНИ Orchestra: Deep Purple, The Eagles, Queen, Metallica, Dick Dale. Недавно состоялся ваш резонансный концерт в Национальной опере вместе с группой «Друга ріка». Что подтолкнуло вас к таким проектам?
— Непонятно, откуда и как возник стереотип, что оркестр народных инструментов — это старые люди или, как высказалась одна пани, «старцы, которые играют на балалайках». Хочется сломать такое представление. Поэтому руководство оркестра активно занимается менеджментом, продвижением собственной музыки. Надо очень четко понимать, для кого мы работаем, иначе это будет напрасный труд. Я даже приглашал специалистов, которые читали лекции по музыкальному менеджменту не только административному составу, но и всем музыкантам. У нас в коллективе работают и уважаемые мастера старшего поколения (Георгий Агратина, Юрий Яценко, Ирина Гончарова), но есть и много молодежи. Мы современны, модерны. Всегда стремились к универсальности, никогда не переставали искать новые формы, новые возможности высказываться для разных слушателей.
— А кто делает аранжировку?
— И я лично, и музыканты оркестра, имеющие опыт в этом деле.
— В этом же русле — ваше будущее совместное выступление с Вадимом Краснооким в филармонии?
— Да. Это будет несколько песен из программы, которая была готова еще год назад, но по разным причинам ее показ откладывался.
«ЗА ВСЕ ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ, МЫ ВСЕГО ОДИН РАЗ ВЫСТУПАЛИ В КРЫМУ»
— Сегодня страна находится в состоянии войны, и культура, несмотря на всеобщий патриотический подъем, переживает не лучшие времена.
— Какие бы ни были времена, свою национальную культуру надо нести, в какой-то степени даже и насаждать. Имея колоссальное народное музыкальное наследие, мы не использовали эту мощную силу для консолидации, воспитания духовности, подъема морали. Зато Россия тратила и тратит достаточно большие деньги на свою культуру — кинематограф, книгопечатание, музыкальные коллективы. За все годы Независимости из-за нехватки государственных средств, которые даются на гастрольную деятельность, мы всего один раз выступали в Крыму. Какая же после этого там будет культура? Что крымчане будут поддерживать? Так и на Востоке. А концертные организации в западных регионах нас приглашают, выступая принимающей стороной. Но самое главное то, что именно государство должно об этом заботиться: должна существовать намного большая, чем сейчас, бюджетная статья на расходы культуры, надо законодательно способствовать тому, чтобы появлялись меценаты. А у нас, как бы мы от этого ни открещивались, все идет еще по советским схемам: экономика — базис, культура — надстройка. Культура, мол, подождет. Мы, имея музыкальность, заложенную на генетическом уровне, такое прекрасное наследие, в том числе такое разнообразие народных инструментов, — самые богатые в мире люди. И мы должны гордиться этим!