Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наш человек в Бонне

Пять дней из жизни дирижера Романа Кофмана
19 октября, 2005 - 19:44
КАЖДОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МАЭСТРО РОМАНА КОФМАНА НЕЗАБЫВАЕМОЕ ДЛЯ ПУБЛИКИ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

На «Чайковский-Фест» знаменитый маэстро вместе со студенческим оркестром консерватории презентовали «24 каприса» Паганини—Скорика. А на следующий день по приглашению Итальянского института культуры в Национальной филармонии Роман Исаакович выступил с известной оперной певицей Викторией Лукьянец и Киевским камерным оркестром (руководителем которого он является вот уже 15 лет) в концерте из цикла «Золотые страницы итальянской музыки». В промежутках между репетициями, маэстро Кофман дал уроки своим ученикам в Национальной музыкальной академии Украины, а на следующий день улетел в Бонн... Кстати, в Германии существует 131 симфонический оркестр, одним из них, самым известным (Боннским), ныне руководит Роман Кофман. Музыкант долгое время был «не выездным» дирижером. Если во времена СССР Роману Исааковичу сложно было попасть за рубеж, то теперь из-за плотного графика гастролей (Германия, Франция, Испания, Япония, Австрия, Китай, Чехия, Словакия), ему непросто приехать на Родину. Тем не менее пять своих свободных дней октября известный маэстро решил провести в родном Киеве.

— После шестнадцати лет сидения дома я стал выступать с разными немецкими оркестрами, это случилось в конце 1989 года, — вспоминает Р. Кофман. — А постоянный контракт получил так: в марте 2002 года мой концертный агент предложил отправиться на двухнедельные гастроли в Испанию с Боннским симфоническим оркестром, т. к. их дирижер по каким-то причинам не мог поехать. С этим коллективом я ранее не встречался. У меня было в распоряжении всего две с половиной репетиции. Музыканты рассчитывали выступать со своим шефом и вдруг перед ними появляется неизвестный дирижер. Программа была очень сложной для человека, который, как я, вскочил на ходу в этот гастрольный «поезд». Нам предстояло сыграть Шестую симфонию Бетховена, труднейшее произведение на ряду с Девятой, и Четвертую — симфонию Брамса. Кроме того, были анонсированы фортепианные концерты с солистами и увертюры. В Испании я провел восемь концертов. И вдруг узнаю, что шеф Боннского оркестра дорабатывает последний год и собирается уходить. В администрации мэрии Бонна и правлении оркестра искали нового дирижера. Было много претендентов, но отобрали двух кандидатов: известного немецкого дирижера и американского маэстро. При голосовании часть коллектива сказала «за» одному, а другая — «за» другого.

— Роман Исаакович, а что в Германии оркестр сам избирает главного дирижера?

— Если музыканты скажут, что с таким-то дирижером они работать не станут, то его не назначат в штат. Но если они выбрали себе руководителя, это еще не означает, что город остановит выбор именно на нем. Моя должность официально называется «Генеральный музыкальный директор города Бонна», а дирижер, руководит оркестром который является и симфоническим, и оперным коллективом одновременно. Поэтому контракт заключается с мэром Бонна. Гастроли закончились, я уехал в Киев. А через две недели пришло приглашение сыграть в Бонне внеплановый концерт. После выступления я пошел поужинать, вернувшись в отель, получил записку: «Когда бы вы не пришли, позвоните по такому-то телефону». Оказалось, что это послание от правления оркестра (его составляют выборные пять человек — это что-то среднее между нашим месткомом и худсоветом). Я позвонил в половине первого ночи и мне сказали, что после концерта оркестр устроил переголосование. Весь состав полностью решил просить руководство города заключить со мной контракт.

— Чем же вы их так привлекли? Может особой задушевностью общения, несвойственной немцам?

— Опытных музыкантов этим не купишь. Сюсюкаться с оркестром — гиблое дело, это самоубийство. Они заботятся о своем реноме, о том как оркестр будет дальше развиваться, поэтому подходят к выбору очень придирчиво.

Я приехал продирижировать оперой, ведь дирекция оперного театра и солисты тоже должны были со мной познакомиться. После этого бургомистр, фрау Дикман, сказала, что они подготовят контракт. По нему я с 1 августа 2003 года до 31 июля 2008 года должен работать в Бонне.

— Как вам работается в Германии?

— Очень напряженно. Кроме творческих вопросов, перед дирижером стоят еще и организационные проблемы. Мне приходится не только решать творческие вопросы, но и общаться с дирекцией. Это десять человек, каждый из которых хорошо знает свое дело. Все премьеры и гастроли планируются на два-три года вперед. Приходится контактировать с «Обществом друзей оркестра». Кстати, создание его было инициировано мною. Его почетный председатель Дитрих Фишер-Дискау.

— А как вы познакомились с этим великим немецким певцом?

— С его не менее знаменитой супругой и певицей Юлией Варади мы вместе с оркестром Мюнхенского радио записали в 2000 году на компакт-диск все сопрановые арии из опер П. Чайковского. Этот диск получил премию общества немецких музыкальных критиков. После этого события господин Фишер-Дискау согласился возглавить «Общество друзей Боннского оркестра». Вы знаете, мне часто приходится общаться с политиками. Вся моя деятельность в Германии на виду. Пресса в курсе всех дел оркестра. В нескольких изданиях рецензируется каждый концерт нашего коллектива.

С моим приходом в оркестр резко увеличилось количество записей. Например, сейчас к 100-летию со дня рождения Шостаковича я записываю на фирме «Дабрин хауз и Грин» все пятнадцать симфоний композитора. Половина работы уже сделана.

— Вы пропагандируете украинскую музыку в Германии? Так, Владимир Гришко под вашим руководством исполнял партию Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского и еще пел в Боннской опере, затем выступил в роли Яначека в «Записках из мертвого дома». А скоро бас Тарас Штонда примет участие в исполнении и записи Тринадцатой симфонии Шостаковича...

— Я стараюсь выбирать лучшее из лучшего. Недавно мы исполнили и записали на компакт-диск Шестую симфонию украинского современного копозитора Валентина Сильвесторова. Я пытаюсь разнообразить программы, а публика пишет письма в газеты и высказывает свое мнение по поводу наших выступлений.

— Вы в 1991—1993 годах руководили Сеульским симфоническим оркестром. В чем разница работы в Германии и Южной Корее?

— По контракту в Сеуле я должен был в год давать только 9 концертов (в Бонне — 20 симфонических концертов и 20 опер в год). Приходилось ездить туда и обратно. Поскольку Сеульскому оркестру было всего четыре года, то я должен был совмещать функции дирижера и педагога.

— Кто занимается с вашим «детищем» — Киевским камерным оркестром, когда вы находитесь в Германии?

— Они сами занимаются. Этот коллектив — самый профессиональный на Украине из всех оркестров, включая симфонические. Я в курсе всех возникающих проблем и пытаюсь приезжать в Киев на ответственные программы. Я отношусь к тем людям, которые считают, что «дым отечества нам сладок и приятен» и никогда не забываю, что я родился в Украине.

Людмила КУЧЕРЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ