Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наш Ивасюк

Четыре десятилетия назад он бросил вызов всей советской «попсе». Осилить заданную им высоту и сегодня удается немногим
4 марта, 2009 - 00:00

Легендарному композитору 4 марта исполнилось бы 60 лет. Три города: Черновцы, Киев и Львов стали знаковыми в жизненной и творческой судьбе маэстро — выдающегося композитора, поэта, Героя Украины (это звание Владимир Ивасюк получил посмертно). Он был одним из основоположников украинской эстрадной музыки. Автор 107 песен, 53 инструментальных произведений, музыки к нескольким спектаклям. А еще Ивасюк был профессиональным медиком и скрипачом, он замечательно играл на фортепиано, виолончели и гитаре, отлично пел. Имел Владимир и художественный талант, был неординарным живописцем и фотографом. Ивасюк погиб очень молодым (его тело было найдено повешенным в Брюховицком лесу под Львовом), и только через три десятилетия после смерти композитора его «дело» будут пересматривать следователи (об этом сообщила Генпрокуратура в феврале 2009 г.). Владимира Михайловича помнят те, кто любит украинскую песню, а его «Червона рута» и «Водограй» стали музыкальными брендами нашей страны, на которых выросло несколько поколений артистов и слушателей.

СЛЕСАРЬ-СКРИПАЧ-СТУДЕНТ

Как известно Ивасюк родился на Буковине, в небольшом городке Кицмань, здесь и жил до 17 лет. Далее — Черновцы, испытание на прочность характера — когда его в первый же учебный день исключили из медицинского института, в который даже черновчанам было поступить непросто, а он кто — парень из сельского райцентра. Пошел работать на завод «Легмаш». Володю взяли учеником слесаря. В цехах завода всегда стоял такой гул, что обычные люди глохли, а здесь — музыкант, скрипач, который, к тому же, мечтает стать врачом... И судьба посылает юноше свой подарок: общественный деятель Леонид Мельник, узнав, что Володя — музыкант, предложил ему руководить рабочим хором...

Впоследствии Ивасюк поступил в мединститут, а по окончании третьего курса он написал песню, которая всколыхнула весь мир — «Червону руту». Ее пели все, но не все одинаково доброжелательно воспринимали автора этого произведения (не раз на семинарских или практических занятиях в медицинском институте некоторые профессора поднимали Владимира и предлагали: «Ивасюк, так вы определяйтесь — будете композитором или врачом?»; даже писали докладные записки, что студент пятого курса пропустил за восемь месяцев 18 пар, поэтому уже не в состоянии ликвидировать отставание, значит нужно его исключать). Теперь эти «документы» хранятся в Мемориальном музее Владимира Ивасюка в Черновцах.

Ивасюк сдал все отработки, поехал в военный лагерь, а из Москвы в Черновицкий обком комсомола пришла депеша от Евгения Тяжельникова — подготовить документы для включения Владимира Ивасюка в состав артистической сборной на Олимпийские игры в Мюнхен. Отец композитора Михаил Григорьевич срочно искал фотографии сына, инструктор обкома Людмила Асмендиарова передавала поездом документы в Москву. Но кто-то сильнее Тяжельникова (первого секретаря ЦК ВЛКСМ) не пустил Ивасюка в Мюнхен...

В то время Владимира пригласили на обучение во Львовский медицинский институт и пообещали, что одновременно он сможет учиться в консерватории. По словам сестры Владимира — Оксаны, ее брат после успеха «Червоної рути» мечтал профессионально овладеть композицией, и потому от предложения не отказался. Он переехал во Львов в сентябре 1972 года. Именно в нем Володя познал триумфы и поражения, здесь нашел свой последний покой... Все же он полюбил Львов, но с юных лет Ивасюка привлекал Киев...

КИЕВ — ЧЕРНОВЦЫ — КИЕВ

Достоверно неизвестно, когда впервые Володя побывал в столице Украины, и сколько длился тот визит. Есть, однако много других интересных фактов. Так, летом 1963 года юный выпускник Кицманской музыкальной школы по классу скрипки с подачи и настояния своего преподавателя Юрия Николаевича Визнюка едет с отцом в Киев, где открылась музыкальная десятилетка имени М.В. Лысенко. Володя сдает экзамены и начинает обучение в классе преподавателя Качеряна.

Кроме музыкальных, ученики школы изучали и общеобразовательные дисциплины. Для тех детей, кто жил в Киеве или недалеко от города, учиться было несколько проще, чем «иногородним». Такие как Володя Ивасюк, приехавшие издалека, вынуждены были заботиться сами о себе, и не только, чтобы выучить уроки, а чтобы вовремя пообедать и ежедневно посещать школу в чистой одежде. В письмах, которые писали родители сыну, чувствуется их тревога за его здоровье. Когда Володя приехал на каникулы, родители увидели, что он похудел на восемь килограммов! Испугались, а тут еще и бабушка Александра сказала сыну: «Михаил, если ты отпустишь ребенка снова в Киев, ты мне не сын!», и Володю оставили дома, пообещав ему, что он снова пойдет в музыкальную школу и будет изучать фортепиано.

Парень сопротивлялся, даже говорил, что пойдет в Киев пешком — так ему хотелось учиться (для тех, кто думает, что Ивасюка отчислили из школы за неуспеваемость: есть табель за первую четверть, в котором ниже четверки оценок нет. — П.Н.).

Это было в 1963 году, а в июне 1965-го юный Ивасюк выступал в Октябрьском дворце съездов на праздничном концерте, посвященном 25-летию воссоединения Буковины с Украиной. Володя завоевывал это право выступать вместе с созданным им ансамблем «Буковинка», как победители республиканского конкурса. Кстати, в этом же концерте принимала участие и исполнительница народных песен София Ротару.

А уже в 1968 году в популярной передаче Украинского телевидения «Камертон доброго настрою» Ивасюк вместе с ансамблем «Карпати» исполняет песню «Я піду в далекі гори». Песня понравилась, но видеозаписи на УТ тогда еще не было, поэтому по просьбе телезрителей песню повторили в следующей программе «Камертона», а Ивасюку послали от областной телестудии благодарное письмо за участие в программе. Осенью 1969 года, песня «Я піду в далекі гори» прозвучала в популярной радиопередаче «Від суботи до суботи». Очевидно, именно на то время приходится знакомство Владимира Ивасюка с Виктором Герасимовым, который тогда вел эту популярную радиопрограмму. На украинском же телевидении, в том же «Камертоні доброго настрою» 13 сентября 1970 года с Театральной площади Черновцов на всю Украину прозвучали «Червона рута» и «Водограй». И уже через год на студии «Укртелефильм» Владимир Ивасюк вместе со своими друзьями работает над монтажом фильма «Червона рута».

Вообще, официальный музыкальный Киев сразу отнесся к Ивасюку не очень доброжелательно: когда в октябре 1970 г. в Черновцы приехало жюри, возглавляемое композитором Буевским, чтобы прослушать вокально-инструментальный ансамбль «Смерічка», который принимал участие в республиканском конкурсе любительских коллективов, глава жюри о песне «Червона рута» сказал, что это — «мыльные пузырьки на новогодней елке». Но на украинском радио и телевидении всегда ждали от Ивасюка новых песен. Его помнят: Эмма Бабчук, Николай Амосов, Василий Довжик.

Еще один деловой киевский адрес композитора — Дом звукозаписи. В 1974 году он записывал здесь свои песни для пластинки-гиганта «Песни Владимира Ивасюка поет София Ротару». Выход пластинки остановили на три года по той же причине, что Ивасюк (несмотря на всесоюзную популярность, на участие в Международном конкурсе «Сопот-74», на котором София Ротару исполняла «Водограй») по порядкам, установленным в тогдашнем Союзе композиторов СССР, не имел права на большую пластинку, потому что был «самодеятельным композитором». А что песни «самодеятельного» пели не только в Украине, но и в других республиках СССР, это еще больше подливало масла в огонь неприязни музыкальных чиновников.

Записи песен Ивасюка, на которых он всегда присутствовал сам, осуществлял эстрадно-симфонический оркестр Украинского радио и телевидения под руководством дирижера Ростислава Бабича. Как вспоминал Ростислав Алексеевич, они с Владимиром быстро сдружились. Так бывало, что Володя довольно часто даже жил у Бабича на Русановке.

«Володя очень любил Днепр, а мой дом как раз на набережной стоит. Мы часто гуляли с ним по набережной и решали музыкальные проблемы, — говорил Ростислав Алексеевич в одном из интервью. — Жена и дочь часто вспоминают, как мы с ним работали, днями не выходя из квартиры. Я сделал для Володи 5—7 аранжировок песен, но писал, следуя Володиным советам. Он четко руководил процессом: «Здесь должны быть струнные, а здесь мне хочется услышать медь». Я его мысли аккуратно заносил в партитуру».

Кстати, над записями для пластинки «Песни Владимира Ивасюка поет София Ротару» работали в студии «Днепр» только ночью, с часу до пяти, когда затихал шум трамвая. На памяти у Бабича щедрость Владимира — он всегда приносил на записи для всего оркестра канапе с дорогими колбасами, балыком и тому подобное... А еще Бабич вспоминает, как восстал против Ивасюка тогдашний Союз композиторов. Тогдашние «мэтры» считали свои позиции господствующими, незыблемыми, неодолимыми. А здесь какой-то мальчишка с Западной Украины пишет «Червону руту» и «Водограй», и через два дня его песни подхватывает вся страна — от Таллинна до Владивостока. Кому же это может понравиться?»

Песни Ивасюка пели не только в Украине и за ее пределами — например, ансамбли «Песняры» (Беларусь) и «Орэра» (Грузия), у польки Эдиты Пьехи в репертуаре была песня «Водограй». В то время тексты и ноты печатали специализированные и массовые журналы, газеты (от «Лесной промышленности» до «Музыкальной Украины»). Хотя, чтобы издать произведения надо было пройти художественный совет. Возглавлял его один из метров украинской песни Игорь Шамо. Так вот, Игорь Наумович дважды останавливал выход книги Ивасюка, говорил при этом, что он пишет не так, слишком много синкопирует и тому подобное. Об этом рассказывал автору статьи Борис Чип, поэт, лауреат Шевченковской премии (в те годы — редактор издательства «Музыкальная Украина»). Он перевел на украинский для сборника Ивасюка стихотворение российского поэта Андрея Дементьева «Рождение дня». И книга вышла! Кстати, издательство «Музыкальная Украина» в 1983 году издало посмертно большой сборник песен Владимира Ивасюка, а уже в конце 80-х — начале 90-х — еще несколько раз возвращалось к творчеству композитора, в частности, включило его произведения в сборник «Сто наилучших украинских песен».

ФОТО НА ПАМЯТЬ

В далекие 70-е Выставка достижений народного хозяйства УССР была на окраине столицы, и там велась застройка, а в одной из многоэтажек жили супруги Стороженко — режиссер Виктор с женой Оксаной. В сентябре 1975 года, Стороженко в Буковинских Карпатах снимал фильм «Песня всегда с нами» при участии Софии Ротару. В фильме из 12 песен звучало шесть Ивасюковых (премьера состоялась на Центральном ТВ 1 января 1976 года). Со временем, именно участие в съемках в этом фильме поставили в вину Владимиру, когда исключали его из консерватории...

К сожалению, нет Ивасюка и Стороженко. Память об их дружбе сохранила жена Виктора — Оксана Григорович. Как она рассказала, когда Владимир приезжал в Киев, то обязательно заходил к ним — сам, с Юрием Рыбчинским, с Татьяной Жуковой. Эти встречи иногда затягивались до поздней ночи. «Он был романтичен, умен, умел вести разговор. С ним всегда было интересно. Никогда не пил водки — только немного шампанского, — говорит Оксана. — Подарил мне автограф песни на стихотворения Кудрявцева «Повір очам» с посвящением».

Оксана с Виктором приезжали к Владимиру во Львов, из той поездки осталось фото, которое сделал Ивасюк. Володя имел удивительный талант общения, поэтому люди с радостью открывались ему.

А еще Ивасюк любил заходить в Киеве к своему земляку, киноактеру Ивану Миколайчуку, который с женой Маричкой жилы на Березняках. «Иван очень любил со мной петь, а Володя слушать, — вспоминает Мария Евгеньевна. — Но иногда не выдерживал, и все пели вместе. В основном — народные песни. В какой-то из таких песенных вечеров Володя попросил меня запеть буковинскую песню. Я исполнила свадебную песню «Барвінковий він», ее Иван очень любил. После того Володя со слезами на глазах говорит: «Благодарю тебя. Вот видишь, что это? Даю тебе до завтра целую стопку записанных дядей песен. Сколько успеешь — твое. Ты должна, умеешь и будешь петь наши буковинские песни». Целую ночь вдвоем с Иванкой, младшей сестрой Ивана, мы переписывали ноты и тексты. (Те песни в записях Владимира Ивасюка Мария Евгеньевна напела и издала в альбомах «Прощаюсь, ангеле, з тобою» и «Буковино, Буковино». — П.Н.). Иван Миколайчук мечтал снять фильм по сказкам Буковины и чтобы музыку к фильму написал Ивасюк да не судилось...

Крещатик, Пушкинская, Малышко, ВДНХ, Русановка, Березняки — киевские адреса, где радостно встречали композитора... А еще был Подол — там тогда жил с женой поэт Юрий Рибчинский. Как писал в воспоминаниях Юрий Евгеньевич, у них с Ивасюком было много общего: любили одних и тех же поэтов, певцов, композиторов. В интервью «Дню» Юрий Рыбчинский рассказывал о своей последней встрече с Владимиром: «Мы шли по Крещатику, говорили о планах. Володя заканчивал консерваторию и хотел переехать жить и работать в Киев. Он признался, что во Львове ему плохо, а здесь можно больше писать, делать записи, общаться с друзьями. В тот период я написал «Шлях до Тараса», Володя сказал, что как только сдаст сессию, сразу же возьмется за эту работу, но...» Это было за несколько дней до его гибели...

Владимир Ивасюк написал с Юрием Рыбчинским три песни — «Кленовий вогонь», «У долі своя весна» и «Мій Київ». Эту, созданную к 30-летию Победы, исполнял Иосиф Кобзон, именно с его голоса она записана на гибкой пластинке всесоюзного журнала «Кругозор». Композитор приезжал в Киев на дипломное представление актрисы Людмилы Шкуркиной — своей первой любви. Ивасюк участвовал в пленумах Союза композиторов и слетах творческой молодежи. Киев был городом, который он любил, в котором мечтал жить и творить и «взять в плен своими песнями»...

ЗАГАДКА АРХИВОВ

В апреле 1979 года Ивасюк ушел из дома и не вернулся. О смерти композитора ходит несколько версий: от убийства — до самоубийства. Архивы этого дела, находящиеся в Москве, несколько десятилетий не открывались, потому что были под грифом «секретно». Только в этом году резонансное дело 30-летней давности о причинах смерти Владимира Ивасюка возобновила Генпрокуратура. Тогдашняя официальная власть прикрылась размытой формулировкой «погиб при невыясненных обстоятельствах в Брюховецком лесу». Но родственники Ивасюка считают, что Владимира убили. Узнать композитора было практически невозможно — лицо изуродовано, поломаны пальцы и все тело в кровоподтеках. Все, кто близко знал Владимира, разговоры о его самоубийстве называют клеветой. В те роковые дни исчезли все ноты, которые были в ивасюковском портфеле (он писал квартет для медных инструментов, это курсовая работа композитора). За день до своего исчезновения Владимир ехал из Хмельницкого, где проходил Всеукраинский конкурс артистов эстрады, членом жюри которого он был. Ольга Рудковская, заместитель директора Дома народного творчества в Киеве, вспоминает, что много людей пошли провожать Владимира на вокзал, но были удивлены тем, что он решил ехать не на поезде, а отправился во Львов на легковом автомобиле с бывшим руководителем ансамблю «Арніка». Заметно нервничал, куда-то спешил. Позже, восстанавливая картину трагедии, друзья и родственники вспомнили, как Владимир им жаловался на многоразовые звонки с анонимными угрозами в свой адрес...

«ИВАСЮК — С НАМИ»

Сейчас в Черновцах, в доме по ул. Маяковского, 40/1 работает Мемориальный музей Владимира Ивасюка. Помнят о маэстро и во Львове: областной совет объявил 2009-й Годом памяти Владимира Ивасюка и спланировал ряд мероприятий, чтобы как можно шире представить и популяризировать многогранное творчество легендарного композитора. Начался творческий марафон во Львовском театре оперы и балета им. С. Крушельницкой — музыкальным проектом «Наш Ивасюк», который инициировал лидер группы «Плач Єремії» Тарас Чубай. В концерте приняли участие: вокальная формация «Піккардійська терція», группы «Дивні» и «Кому Вниз», струнный квартет камерного оркестра «Виртуозы Львова» и Виктор Морозов. В день рождения композитора, 4 марта, на Лычаковском кладбище около могилы Владимира Ивасюка состоится общественная панихида. К чествованию памяти композитора в начале апреля присоединятся и Львовская национальная музыкальная академия им. Н. Лисенко, где когда-то учился Ивасюк, и Львовская филармония, которые выполнят камерные и эстрадные произведения композитора. Гала-концерт «Ивасюк — с нами» при участии Павла Дворского, Павла Табакова, Марьяна Шуневича, «Піккардійської терції» и группы «19 клас», запланирован на середину мая. Среди других мероприятий Года памяти композитора — переиздания архивных записей песенного творчества Владимира Ивасюка и фестиваль-конкурс авторской песни для творчески одаренной молодежи.

Прасковия НЕЧАЕВА, Татьяна КОЗЫРЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ