Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Наш класс» – история боли, предательства, жизни и смерти

В Киеве появилось новое театральное пространство — Сцена 6
1 ноября, 2017 - 10:19
ФОТО ВАЛЕРИЯ ЛАНДАРА

Его идеологами которой стала группа влюбленных в театр энтузиастов — журналист и театральный критик — Алексей Ананов, директор Дикого театра — Ярослава Кравченко, режиссер —  Сергей Перекрест, арт-менеджер —  Владимир Шейко и, конечно же, Довженко-Центр, возглавляемый Иваном Козленко. Это будет площадка для общения со зрителем лучших независимых альтернативных театров. На базе Сцены 6 предполагается также работа Института исследования театра. Новая театральная сцена органично интегрируется в общую концепцию большого культурного кластера, который сформировался и продолжает расширяться, играя новыми гранями, на базе Центра Довженко.

«Тестовый режим» новая сцена с успехом прошла во время Гоголь-феста, а сегодня здесь идут плановые спектакли.  Премьера спектакля «Наш класс», по «нашумевшей», получившей множество призов, одобрений и недовольств, пьесе польского драматурга Тадеуша Слабодзянека, не оставила аншлаговый зал равнодушным.

Пьеса написана в 2008 году по мотивам документального исследования американско-польского  ученого Яна Томаша Гросса «Соседи», вышедшем в Америке в 2001 году. Это трагическая история еврейско-польской общины местечка Эдвабне, где с наступлением войны, вчерашние друзья, осознанно и жестоко уничтожали  своих соседей-одноклассников, односельчан и любимых...

Драматургический эксперимент Тадеуша Слабодзянека был принят в Польше в штыки. Пьеса прошла громадный путь — через британскую и израильские сцены, большую и достаточно плодотворную работу СМИ и властей, публичное покаяние тогдашнего президента Польши г-на Квасьневского и представителей католической церкви, прежде, чем попасть на варшавскую сцену. И получить в 2010 году главную литературную премию Польши.

Человеческая и личностная трагедия 10-ти друзей, мечтающих о долгой счастливой жизни, большой чистой любви и свершениях, тянущихся к знаниям, состоит  в невероятной, необъяснимой духовной мутации, приведшей всех их к преступлениям, жестокости, желанию крушить все на своем пути, убивать... И никто!. — и это самое страшное, — прожив длинную, или короткую жизнь, не кается, по-бытовому повторяя рефрен: «А что я мог сделать!». И в случае этой человеческой деградации становится неважным ни социальное положение, ни национальная принадлежность. Ну, чем, скажите, отличается убийца-поляк от ставшего НКВДешным «мстителем» следователя-еврея?!

Молодой актерский состав — Иван Майстренко — Владек, Ольга Ятина — Рахель-Марианна, Глеб Мацибора — Генек, Даниил Мирешкин — Зигмунт, Дмитрий Усов — Менахем, Петр Ищук  — Ришек, Диана Розовлян — Дора, Алина Костюкова — Зося, Антон Вахлиовский — Яков Кац и Михаил Федорченко — Абрам. — ведет безукоризненную ансамблевую линию, не нарушая ее «выходными» ариями. Высокопрофессиональная командная работа, тем более, что текст пьесы не являет собой классический диалог. И очень точно поставленная режиссерская задача.

Режиссер спектакля, Сергей Перекрест, пришедший в театр не «на заре туманной юности», а вполне взрослым и зрелым человеком, нашел эту пьесу для своего дебюта до событий 2014 года. Но после крови Майдана и трагических военных событий на востоке страны она приобрела особую актуальность и особый подтекст. Премьера была в театральном пространстве «Дія», недолго просуществовавшем «под крылом» студии Довженко. А сегодня, к счастью, с новыми декорациями, обновленным актерским составом, ярко заговорила со зрителем со Сцены 6.Не думаю, что Перекрест стал бы делать спектакль о никчемности человеческой натуры в целом. Речь, скорее, о том, что нам, каждому из нас, нужна правда. Историческая, бытовая, жестокая, которую, зачастую, принять почти невозможно. Но бесконечно переписывать историю категорически нельзя, иначе нам никогда не стать самими собой. Не покаяться! Не очиститься! Не осмыслить себя!  И не сдвинуться с мертвой точки!

Безусловная удача спектакля — в сценографии Игоря Несмеянова.  Она предельно лаконична, но кричаще-аллегорична. Движущаяся деревянная конструкция, занимающая центральное пространство сцены, возносит и низвергает героев вверх и вниз, следуя духовным и человеческим взлетам и падениям. А уже ушедшие из жизни герои трагического повествования, молча наблюдают с высшей точки — колосников, — за существованием некающихся грешников — там, внизу. Вторая мощная деталь — все  зеркало сцены превращено в школьную доску, на которой, ожесточенно стирая собственную историю, тщательно выписываются ее новые вехи. Чтобы потом их снова стереть, и концы в воду...

А завершает гармоничное действо камерный оркестр, исполняющий оригинальную музыку Игоря Шимко, специально созданную для этого спектакля. В ней нет прямых фольклорных цитат, но есть щемящие струнные интонации еврейско-польско-украинской радости и плача.

Спектакль «Наш класс» обещает быть в репертуарной афише Сцены 6 с завидной постоянностью. Идите же и смотрите его!

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ