На этот раз он прошел в 11-й раз. Программа фестиваля состояла из восьми акций — концертов. Из них пять посвящены творчеству гениального украинца Артемия Веделя, 240-летие которого мы отмечаем в этом году.
Праздник музыки начался в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. В исполнении хора «Киев» прозвучали духовные концерты Веделя (с первого по шестой). А еще к исполнению веделевских концертов (всего 27) приобщились Уманский муниципальный хор, Харьковский филармонический хор и камерный хор «Крещатик». В рамках фестиваля прозвучали Литургия и «Покаяние» Веделя при участии хора «Киев», женского хора «Паванна» Киевского педагогического университета им. Драгоманова, «Мужской капеллы имени Ревуцкого», церковного хора «Покрова» Свято-Покровской церкви (он прошел в Успенском соборе Киево-Печерской лавры), а камерный хор «Кредо отметил свое пятилетие в Национальной филармонии Украины на концерте 9 июня. Поскольку на каждом фестивале Николай Гобдич дает возможность какому-то современному композитору показать свои творческие достижения, в этот раз Михаил Шух представит «Литургические славословия» в исполнении капеллы «Думка». В Доме ученых НАН Украины состоялась презентация первой в мире «Антологии произведений Артемия Веделя».
Но почти до последнего момента не было уверенности, что фестиваль придет в столицу, а, если придет, то будет таким, каким его задумал учредитель лауреат Шевченковской премии нынешнего года, руководитель хора «Киев» Николай Гобдич.
— Я директор «Златоверхого Киева» уже 11 лет, но такого отношения к фестивалю как в этом году, я еще не видел, — признался Гобдич. — В марте вышел указ, в соответствии с которым тендерная система стала касаться и культуры. То есть выставляется на аукцион продажи фестиваль, как, скажем, десять мешков цемента. Теперь кто угодно, кто чувствует себя менеджером, может сказать: «Я проведу этот фестиваль и мне нужно на 50 копеек меньше денег, чем другим», — и он может выиграть тендер. Большего невежества и быть не может!.. Но наш фестиваль все же проходит. Будет представлено 28 хоровых концертов. Нас поддержало Министерство культуры и туризма, а также — мэрия Киева, но я считаю, что дальше нужно отменить указ о тендере для культмассовых проектов. Это может сделать только Верховная Рада, а ей не до того...
— Николай, как возникла идея организации «Златоверхого Киева»?
— Когда-то я думал, что смогу сам достойно представить все величие нашей духовной музыки в мире, потому что у нашего коллектива очень много концертов по Европе и США, но наступил такой момент и я понял, что самостоятельно должным образом пропагандировать национальное наследие, даже, если давать по 135 концертов в сезон, не удастся. Нужны усилия всей Украины. Тогда возникла идея создания «Златоверхого Киева». На каждом фестивале представляют двух украинских авторов: один из древности, а второй — современный. Я специально приглашаю выступить ведущие коллективы из различных регионов. Мы делимся нотами, которые у нас есть, дарим наши записи, то есть заботимся о том, чтобы то, чего мы достигли, стало достоянием коллег, а потом пошло в мир.
В нынешнем году на фестивале представляли произведения Артемия Веделя. Это личность планетарного значения. Он родился в 1767 году, а умер в 1808 году. Ведель был не только выдающимся композитором, но и блестящим скрипачом-виртуозом, прекрасным певцом-тенором, чрезвычайно одаренным регентом. Столько талантов в одном человеке! Но какая у него трагическая судьба... По сфальсифицированным обвинениям Артемий Ведель был сослан в Кирилловский сумасшедший дом в Киеве, на Куреневке, где провел кошмарные последние девять лет. Там он и умер. Гармоничный человек в полном расцвете сил последние годы своей жизни провел среди сумасшедших и не мог написать ни одной ноты! Существует несколько версий пребывания там Веделя. В одной из них рассказывают, что он стал послушником Киево-Печерской лавры, но не мог там оставаться. Артемий писал в письме к ученику Турчанинову, что его принуждают есть и пить то, от чего он и в светской жизни отказывался. Очевидно, Ведель не нашел в Лавре целостности, к которой стремился всю жизнь. Известно, что он читал все 150 псалмов наизусть, и говорили, что Артемий был провидцем и ясновидящим. Представляете, что значит — уйти в Киево-Печерскую лавру по собственной воле, а потом также по собственной воле оттуда уйти? Это «демарш» отбрасывал тень на настоятеля. Тем более, что Лавра в те времена была имперской и подчинялась Санкт-Петербургу. А такое публичное лицо, известный композитор, как Артемий Ведель, не мог позволить себе такой поступок. В одном из молитвенников нашли якобы рукой Веделя написанный пасквиль о том, что Екатерина II была убита ее сыном, Павлом. Тогда было сфабриковано дело на отставного капитана Веделя (он закончил службу у корпусного генерала Леванидова в Харькове в чине капитана). Поэтому, с Артемием расправились жестоко. Мы знаем, что были амнистии, принятые новым императором, освободили многих людей, в том числе и политических заключенных, но Веделя это не коснулось. Только перед самой смертью Артемия выпустили. Турчанинов вспоминал в своей автобиографии, что Веделя видели в садике его отца, на Подоле, возле Покровской церкви «тихо молящимся»...
— А каковы другие версии того, почему Ведель оказался в сумасшедшем доме?
— Например, исследователь творчества Веделя, Татьяна Гусарчук считает, что он был ясновидцем и мог предсказывать различные события. Пребывая в Лавре Артемий сказал, что императрица Екатерина «будет убита» и будет убит и ее сын, Павел. Тогда не было интернета и телеграфа, но слухи достаточно быстро дошли до Петербурга (этот факт зафиксирован и действительно все так произошло, как говорил Ведель). Поэтому, человек-предсказатель был опасен для власти...
— Но трагедия Веделя на этом не закончилась?
— Его произведения были запрещены для исполнения и издания. Только в начале ХХ века выдающийся хормейстер Кошиц, спел ряд хоровых концертов с хором Киевского университета. Ноты произведений Веделя существовали, по большей части, только в рукописях и переписывались регентами хора, которые упрощали их для удобства исполнения (к этому еще добавлялись ошибки, неминуемо появляющиеся при переписывании). Но когда в начале ХХ века Санкт-Петербургское издательство выпустило два тома произведений Веделя и Дехтярева, и появились проблемы... Даже в тех концертах, которые мы можем сравнить с рукописями есть немало разногласий.
— Произведения Веделя занимают главное место в ваших программах.
— Хор «Киев» занимается творчеством А. Веделя с первого дня создания нашего коллектива, то есть с 4 декабря 1990 года. Не было такого конкурса, фестиваля, гастрольного путешествия, чтобы мы не пели произведения Веделя. На сегодняшний день мы записали пять компакт-дисков с веделевским наследием, которые увидят мир через неделю-полторы.