Свой юбилей Евгений Иосифович встречает в мастерской. Из семидесяти лет жизни пятьдесят отданы ежедневной работе скульптора.
Творческий путь Е.Прокопов начинал в очень противоречивое время перестройки. Слабеющая советская власть пыталась все еще содержать рычаги влияния, в частности в идеологической сфере. Но молодое художественное поколения 1980-х категорически отходило от жесткого диктата соцреализма. Молодежь настойчиво искала информацию о мировых культурных процессах, об искусстве модернизма ХХ века. В Украину собирался наведаться классик мировой авангардной скульптуры Александр Архипенко. Начали появляться репродукции его произведений. В Киеве еще жил и работал авангардист 1920-х годов Иван Кавалеридзе. Он имел огромное влияние на молодежь. В Художественном институте учился, а потом работал в Киеве скульптор Михаил Грицюк. Переехав из Аргентины в Украину, Михаил вдохновлял молодых коллег информацией о модернизме США и Европы, так же, как и своими неординарными произведениями. Молодые украинские скульпторы чем дальше, тем больше осваивали наследие Александра Архипенко, Генри Мура, Манцу и других.
Творческие взгляды молодого Евгения Прокопова сформировались в этой живой магме инновационных идей. Е. Прокопов — ученик академика советского склада А.Бородая — разошелся с воспитателем в мировоззренческих моделях и взял за рабочий инструмент поиски авангардистов начала ХХ века.
В первый период творчества Прокопов отдал должное сюжетным композициям и портретным характеристикам. В середине 1980-х скульптор творчески осмысливает образы корифеев литературы Л.Толстого, Ф.Достоевского, Н.Гоголя. Образы истолкованы с большим драматическим напряжением (Н.Гоголь, который сжег рукопись «Мертвых душ» в состоянии душевной муки, целует ноги бессознательной музе, 1983).
Драматизм и трагедийность чем дальше, тем отчетливее заявляет о себе в произведениях Прокопова. Он философски осмысливает вечные темы — духовной силы, материнства, любви, истоков бытия. Философское обобщение, характерное для каждой композиции, соединяется с утонченной чувственностью, лиризмом и христианской этикой. С начала творческого пути в работах скульптора важную роль играют национальные и религиозные темы.
С 1989 года начинается буквально «парад» персональных выставок молодого мастера в Украине, Германии, Дании, США, Франции, Швейцарии и Шотландии. Евгений Прокопов работает как в камерной, так и в монументальной скульптуре. Для Национального музея им. Т.Шевченко выполнена экспрессивная композиция — портрет Шевченко «Прометей». В пластике Прокопов разрушает нормы, присущие советской скульптуре, и усваивает приемы «разорванной формы», пространственных пауз — пустом, все, чем приворожила Евгения авангардная форма А.Архипенко.
В начале 1991 года была заложена программа «большой Библейской сюиты» (1989—2010). Творчество для Прокопова всегда оставалось отражением его душевной этики.
Хорошо помню отчаянный поступок скульптора, когда в 1991 году, рискуя творческим будущим, по собственной инициативе Прокопов установил монумент «Память» на территории разрушенного советской властью Михайловского собора (возле Трапезной церкви). Киевляне спонтанно, без всякого призыва понесли к распятию свечи.
1990-е годы — период, когда скульптор перешел от сюжетно-повествовательной скульптуры к содержательной метафоре и лаконичной форме. Он работает с металлом, стеклом, плестигласом, с полированными до золотистого блеска поверхностями композиционных структур. В произведениях «Учитель и ученики (Тайная вечеря)», в многочисленных «Распятие», в «Тройке», в «Плащанице», в «Оплакивании» автор скульптурного минимализма умеет в сопоставлении двух-трех изогнутых металлических элементов наглядно показать и плач матери над Христом, и учеников Христа, которые присутствуют на «Тайной вечери», и распятого их учителя.
Когда в 2007 году Прокопов экспонировал собственные наработки в Национальном художественном музее Украины, ценители искусства были поражены как лаконизмом форм-метафор, так и удивительной, доведенной до эстетического абсолюта поверхностью каждой композиции, остро ощутимыми возможностями материала, даже чувственными его переживаниями. Во всем была эвристичность и темперамент артиста — автора впечатляющего минимализма. Образы-символы достигли совершенства каллиграфического содержания знака. Изобретательность Е.Прокопова как пластика позволяет считать его талантливым продолжателем авангардизма А.Архипенко.
История создания Евгением Прокоповым эскиза для памятника гениальному украинскому переводчику-энциклопедисту Николаю Лукашу стала широко известной во время празднования столетнего юбилея выдающегося интеллектуала (18.12.2019). В этом памятнике воплощены размышления Прокопова об этике и гуманизме. Мраморная свеча, увенчанная кубом с четырьмя крестами, обращена к Небу, к разговорам с Космосом на всех тех языках, на которых с миром разговаривал Николай Лукаш.
Начиная с 1996 года, после организованной в Чикаго Украинским Институтом современного искусства выставки Е.Прокопова «Летопись пространства», скульптор работает как в США, так и в Киеве. В 2001 году в Бруклине им поставлена композиция «Красный квадрат», а в 2015 году близ Чикаго в городе Блумингдейле (рядом с православной церковью Святого Андрея), при финансировании украинской общины и при поддержке сенаторов Джона Маккейна и Марка Кирка, был установлен монумент в честь «небесной сотни и всех погибших Героев Украины». Именно Евгений Прокопов, который пользуется высоким уважением в кругах украинской диаспоры, получил задание и выполнил этот памятник. Украинский крест вознесся над постаментом на энергичных геометрических структурах к небу. В этом подъеме воплощены вера общества, любовь, свобода, боль, благодарность к ее сыновям, а также патриотические чувства скульптора, который душой всегда с Украиной.
Открытие монумента было важным международным событием, мостом, соединивший украинское общество диаспоры с материнской землей. Памятник открывали первые духовные лица Украины и США, дипломатический корпус Украины в Америке, сенаторы, губернаторы и другие чиновники. Сенатор Джон Маккейн, комментируя событие, сказал в завершение выступления: «...Памятник направит сильное послание президенту В. Путину о том, что украинский народ никогда не будет передан в подчинение».
«Памятник-крест из нержавеющей стали — это зеркало, — сказал Е.Прокопов. — Оно является бесконечным отражением единства неба и земли, бытия и не-бытия... Духовный смысл памятника — это Вера в силу вечной души героев и в достоинство будущих поколений... Будьте объединены, и вы будете Непобежденные».