Напомним, ежегодная Премия имени Левка Ревуцкого присуждается молодым композиторам и исполнителям. Этой акцией музыкальная общественность начала празднование 125-летия со дня рождения одного из основателей украинской профессиональной композиторской школы ХХ века.
Следует отметить, что церемония вручения премии «опоздала» на три недели. Обычно она проходит 20 февраля, в день рождения композитора. Но в этом году политическая буря внесла свои коррективы. Теплая атмосфера Музея Лысенко (где прошла церемония) — дома, в котором жил и работал автор «Тараса Бульби», «Музики до «Кобзаря», Второй украинской рапсодии, показывала наглядно духовное и творческое родство двух больших представителей украинской музыкальной культуры — Николая Лысенко и его ученика и продолжателя художественной традиции Левка Ревуцкого.
Символическими оказались и ипостаси музыкантов нынешних лауреатов — композитора и пианистки — как своеобразное отражение многогранной творческой натуры Левка Николаевича Ревуцкого, который имел не только композиторский и педагогический талант, но был также блестящим пианистом.
По решению жюри, которое возглавляет известный композитор Сергей Пилютиков, лауреатами Премии имени Левка Ревуцкого стали: композитор и музыковед, автор многочисленных камерно-инструментальных и симфонических произведений Алексей Войтенко (Киев) и пианистка (исполнительница композиций Карлхайнца Штокхаузена, Лючано Берио, Пьера Булеза, современных украинских авторов, победитель V Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица и обладатель Премии «Человек года-2003» в номинации «Юный талант года») Дина Писаренко из Донецка.
Процедура вручения Премии имени Ревуцкого имеет свой, выработанный годами, «протокол»: выступления председателя Национального союза композиторов Украины Игоря Щербакова и первого лауреата премии композитора Виктора Степурко, поздравления гостей, друзей и, конечно, правнука выдающегося композитора — Тараса Ревуцкого, который по традиции, основанной еще сыном маэстро Евгением Ревуцким, подарил новым лауреатам ноты из семейной библиотеки.
Однако в этот раз даже обязательные действия, которыми обычно сопровождается вручение премии, имели характер эксклюзива: неповторимыми стали собственные творческие презентации лауреатов. «Настоящей бомбой», по выражению ведущей мероприятия, многолетней исследовательницы и пропагандистки творчества Левка Ревуцкого музыколога Валентины Кузик, стало выступление Дины Писаренко. В собственном, листовско-фейеричном, переложении пианистка виртуозно исполнила увертюру к опере «Тарас Бульба», которая стала символом украинской ментальности. Напомним, что сам Левко Ревуцкий приложил много усилий к редактированию этой оперы.
Алексей Войтенко представил свое произведение в исполнении Арсения Яковенко — «Поэму» для фортепиано.
В ряд эксклюзивов вечера вошли также сообщения Валентины Кузик о найденном короткометражном документальном фильме 1959 г., которым зафиксировано празднование 70-летия Левка Ревуцкого, демонстрация портрета маэстро работы современной художницы Наталии Синишин и премьерное исполнение студентами Киевского института музыки имени Р. Глиера части Струнного квартета Мастера, который реставрировала по авторским наброскам композитора Виктория Полевая (лауреат Премии имени Ревуцкого в 1995 г.).
Событием вечера в музее стала также презентация специального выпуска журнала «Музика», полностью посвященному фигуре Левка Ревуцкого. Материалы, представленные в нем, эксклюзивные: автобиография художника, воспоминания о нем, интервью, статьи, первые издания нот — все они впервые увидели свет и в определенном смысле стали итогом исследовательских работ о Левко Николаевиче. Следовательно, Год памяти Л. Ревуцкого начался, и фигура мастера откроется для нас в новых ракурсах — знаковых и экслюзивных.