В этот фильм вошли 33 самые знаменитые песни «Битлз». Впрочем, «самой ливерпульской четверки» в фильме нет и в помине. Есть юноша Джуд (Джим Стерджес), по призванию художник, по профессии — сварщик в доке. Во время войны его мать влюбилась в американца, но счастье было недолгим; солдат уехал, предоставив женщине одной растить общего ребенка. И вот, получив паспорт и относительную независимость, Джуд отправился в Америку на поиски отца, а заодно — и приключений. Отношения с папой у героя как-то не заладились, зато с друзьями проблем не возникло, пишут izvestia.ru. Непутевый студент Макс (Джо Андерсон) потащил Джуда в Нью- Йорк. Чуть позже к ним присоединилась светловолосая Люси (Эван Рейчел Вуд), только что потерявшая жениха на вьетнамской войне.
Проводниками по бурлящему Нью-Йорку для молодых людей становятся Джо Кокер в ролях нищего, сутенера и хиппи и солист U2 Боно, сыгравший Доктора Роберта, — водителя автобуса и автора книжек о трансцендентном. Знаменитые музыканты, равно как и юные исполнители главных ролей, песни «Битлз» исполняют в мюзикле сами.
Впрочем, Джулия Теймор делает ставку не столько на новые аранжировки, сколько на визуальную интерпретацию легендарных хитов. «Через Вселенную» ловко балансирует на грани классического мюзикла и пинкфлоидовской «Стены»: массовые танцы на улице здесь перемежаются с анимацией, а наивно-лирические эпизоды — с весьма жесткими аллюзиями на современность. Создатели фильма даже не стали придумывать новые заголовки для статей о вьетнамской войне. Просто в шапках американских газет трехгодичной давности поменяли слово «Ирак» на «Вьетнам»...
Режиссер Джулия Теймор номинировалась на «Оскар» с фильмом «Фрида». Сейчас ее мюзикл «Через Вселенную» претендует на «Золотой глобус» в номинации «Лучшая комедия или музыкальная картина».
— Джулия, что для вас 1960-е?
— Я родилась в 1952 году, и на демонстрации меня бы просто не отпустили родители. Но я внимательно наблюдала за всем происходящим, и кто такие «Битлз» и «Роллинг Стоунз» тоже знала. Моя сестра была лидером подпольной организации. А брат стал прототипом Макса: он бросил колледж, увлекался музыкой, работал таксистом и надеялся, что его не отправят во Вьетнам. Фраза Макса: «Я мог бы пойти в армию, чтобы заниматься боксом и играть в карты» принадлежит моему брату.
— Работая над мюзиклом, вы общались с Полом Маккартни?
— Права на песни «Битлз» Маккартни не принадлежат, но я, конечно, не могла не поставить его в известность о том, что собираюсь снимать эту картину. Я написала ему письмо со словами, что для меня это большая честь, но не получила никакого ответа. Я понимаю Пола: ни он, ни Йоко Оно не могут контролировать то, что происходит с наследием «Битлз», поэтому они очень болезненно реагируют на любые попытки использования этих песен. Я считаю, что у них должно быть право голоса. Но, возможно, если бы оно у них было, мюзикл не появился бы на свет...
— Маккартни видел фильм?
— Да. Мы смотрели его вместе, и Пол остался в хорошем настроении. Ему понравились «Let it be», спетая как госпел, и особенно «Mr. Kite» с балаганом. Вообще мне кажется, чем дальше мы отходили от «Битлз», исполняя их песни, тем лучше получалось.
— Как в картину попала Сальма Хайек?
— Мы с Сальмой друзья еще со времен «Фриды». Она спросила, найдется ли для нее роль в фильме «Через Вселенную». Я ответила, что сильно в этом сомневаюсь, потому что главных героев играют совсем молодые, а главное, профессионально поющие актеры. Сальма сказала, что согласится даже на маленький эпизод. «О’кей, ты можешь быть одной из медсестер», — был ответ. — «Одной из?!» — «Хорошо, будешь всеми сразу». Так Сальма сыграла пять танцующих медсестер.
— Ваш мюзикл многое роднит с «Волосами» Милоша Формана.
— Безусловно, я очень ценю этот фильм, но когда мы с хореографом обсуждали музыкальные номера в нашем мюзикле, первое, на чем мы сошлись, — никаких танцев ради танцев. Танец должен вырастать из естественных движений актера. Мы даже вырезали одну очень сложную и дорогую сцену, потому что при монтаже поняли, что это чистейший Бродвей. Кстати, Милош Форман ошибся: в 70-е годы, когда люди хотели покоя и стабильности, было бессмысленно экранизировать мюзикл, прославившийся в 1960-е. «Волосы» провалились в прокате. Сейчас, правда, ситуация не намного лучше. Как сказала 20-летняя Эван Рейчел Вуд, сегодня модно быть пофигистом. Девиз современной молодежи — «Мне все равно». Но ведь в борьбе вырабатываются жизненные принципы. Так что было бы неплохо, чтобы после просмотра «Через Вселенную» молодежь вспомнила, что протест свойственен ее возрасту...