Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Не каждый отважится начать жизнь с чистого листа...»

О Лесе (Александре) Сердюке вспоминают коллеги и друзья
3 июня, 2010 - 19:30
«ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕНТА КРЭППА» СТАЛА ПОСЛЕДНЕЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ РАБОТОЙ ЛЕСЯ СЕРДЮКА. ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЙ ДИАЛОГ МОЛОДОСТИ И СТАРОСТИ, В СПЕКТАКЛЕ ЗВУЧИТ ТЕМА ТЩЕТНОСТИ И СУЕТНОСТИ БЫТИЯ

По старинной традиции под аплодисменты выносили гроб с телом актера из театра (последние два года, после 37-летнего перерыва (!) Лесь Александрович триумфально вернулся на сцену, создав четыре разноплановых роли в спектаклях «Все мы — кошки и коты», «Божья слеза», «Женитьба» и «Последняя лента Крэппа» в Театре им. И. Франко). Даже природа грустила, оплакивая выдающегося украинского мастера кино и театра, который не дожил до своего 70-летия (целый день шел дождь: то ливень, то моросящий)...

Себя Сердюк называл «ребенком кулис». Он родился в актерской семье, а его детство прошло в харьковском Театре «Березиль». Даже имя ему дали в честь руководителя театра — Леся Курбаса. И хотя его творческий путь начинался с театральных подмостков, огромную зрительскую любовь и популярность принес актеру кинематограф. Он снялся в более чем 90 фильмах: «Вавилон ХХ», «Соломенные колокола», «Легенда о княгине Ольге», «Гибель эскадры», «Как закалялась сталь», «Дума о Ковпаке», «Такая поздняя, такая теплая осень», «Роксолана», «Приключения на хуторе близ Диканьки», «Мамай», «Тарас Бульба» и др.

На похоронах, Стас Чернилевський прочитал стихотворение, посвященное актеру:

 

По старинной традиции под аплодисменты выносили гроб с телом актера из театра (последние два года, после 37-летнего перерыва (!) Лесь Александрович триумфально вернулся на сцену, создав четыре разноплановых роли в спектаклях «Все мы — кошки и коты», «Божья слеза», «Женитьба» и «Последняя лента Крэппа» в Театре им. И. Франко). Даже природа грустила, оплакивая выдающегося украинского мастера кино и театра, который не дожил до своего 70-летия (целый день шел дождь: то ливень, то моросящий)...

Себя Сердюк называл «ребенком кулис». Он родился в актерской семье, а его детство прошло в харьковском Театре «Березиль». Даже имя ему дали в честь руководителя театра — Леся Курбаса. И хотя его творческий путь начинался с театральных подмостков, огромную зрительскую любовь и популярность принес актеру кинематограф. Он снялся в более чем 90 фильмах: «Вавилон ХХ», «Соломенные колокола», «Легенда о княгине Ольге», «Гибель эскадры», «Как закалялась сталь», «Дума о Ковпаке», «Такая поздняя, такая теплая осень», «Роксолана», «Приключения на хуторе близ Диканьки», «Мамай», «Тарас Бульба» и др.

На похоронах, Стас Чернилевський прочитал стихотворение, посвященное актеру:

 

— Мы познакомились с Лесем в 1973 году во Львове на съемках, потом встречались время от времени, — вспоминает художественный руководитель Театра им. И. Франко Богдан СТУПКА. — А когда начались съемки «Тараса Бульбы» (режиссер Владимир Бортко), я предложил Сердюку поработать в нашем театре. Месяца три его уговаривал, а Лесь не соглашался, говорил, что более 30 лет не выходил на сцену, что специфика кино и театра разная. Он привык к крупным планам, микрофонам, а в театре нужно работать без дублей, «вживую». Но я его уговорил, предложив сначала поработать на малой сцене Театра, в фойе, и он фантастически сыграл в камерном представлении «Все мы — кошки и коты». Дебют Сердюка оказался очень удачным, а затем он уже выступал на большой сцене. А последней его работой стало монопредставление по Беккету «Последняя лента Крэппа». Это театр абсурда, в жанре которого Лесь раньше не играл. Он очень волновался, но выступил гениально! Очень жаль, что эту постановку сыграл всего лишь однажды и ее увидело немного зрителей. Это был супермастер-класс для молодых актеров! Сердюка боготворили франковцы. Он легко вписался в наш коллектив, а студенты не пропускали ни одной его театральной работы. Лесь был мудрым и добрым человеком, а еще очень скромным. Его смерть — огромная утрата не только для театра и кинематографа, но и для всей украинской культуры!

— Это был очень порядочный человек, открытый и добрый... и хотя мы знали, что Лесь Александрович очень болен, но верили, что он справится с недугом, и поэтому известие о смерти Сердюка весь наш коллектив воспринял, как шок, — сказала «Дню» заведующая литчастью Театра им. И. Франко Наталья ПОНОМАРЕНКО. — Это был прекрасный мастер. Не каждый известный актер отважится начинать жизнь с чистого листа и после более чем тридцатилетнего перерыва выйти на сцену. Дебютом Сердюка в нашем театре стал спектакль «Все мы — кошки и коты», в котором он феерически играл вместе с Ларисой Кадыровой. Он был трудоголиком в работе, не уставая искать разные краски и оттенки для своих ролей. К своему юбилею, готовил бенефис — монопостановку «Последняя лента Крэппа» по Беккету (мы в феврале пригласили друзей театра и студентов — будущих актеров на просмотр, который стал настоящим мастер-классом Сердюка). Лесь Александрович очень органично влился в нашу франковскую семью. Он не пропускал ни одной премьеры, жил интересами театра, ставшего его родным домом, с его смертью мы почувствовали себя осиротевшими... С уходом Леся Сердюка лицо украинского театра и кино изменится. Это невосполнимая утрата.

— Не могу поверить, что больше не услышу такой родной голос Леся. Он был не просто другом нашей семьи, а человеком, который никогда не предаст, — сказала актриса Ада РОГОВЦЕВА. — С Костем Петровичем (Степанковым) они были партнерами во многих фильмах. Они говорили, что «одной группы крови», а я бы добавила, что и души у них были похожими. В трудные моменты жизни, а их было немало, Лесь Александрович поддерживал не только словом, но и делом. Он был моим крестным отцом (я крестилась недавно и сама попросила Сердюка стать крестным)... Он был очень мудрым человеком и замечательным актером, которого в чело поцеловал Бог!

— К сожалению, спектакль «Женитьба» стал первой и последней нашей совместной работой с Сердюком, — сказал актер Алексей БОГДАНОВИЧ. — Очень тонкий и толерантный человек, с потрясающим чувством юмора. Я поражался: обладая огромным актерским опытом, он сильно волновался за кулисами, а выходя на сцену преображался... Это был прекрасный партнер и суперпрофессионал. С ним легко было выступать. Он своей игрой подзадоривал и на сцене мы, коллеги, чувствовали, что он, если потребуется, поможет, а это не так часто встречается в актерской среде. Ведь наша профессия амбициозная, каждый хочет быть первым, а Лесь Александрович умел работать в команде, не выпячивая себя. Жаль, что он так рано ушел... Мне кажется, что наш театр стал его второй любовью после кино, где он добился больших успехов. Он был интеллигентным и коммуникабельным человеком. Так вышло, что Сердюк начинал актерскую карьеру на театральной сцене и на сцене, уже франковской, сыграл свою последнюю роль (в спектакле «Последняя лента Крэппа»)... В последнее время он болел, но никогда не жаловался. На репетициях был собран, никаких поблажек себе не делал. Его работоспособности можно было только удивляться. Очень жаль, что Лесь Александрович так недолго поработал в нашем театре. Это был Мастер с большой буквы....

— Сердюк был очень органичным на экране и на сцене. В каждой роли (не важно — главная или эпизод) он запоминался зрителям. Это был потрясающий партнер, — подчеркивает актриса Лариса КАДЫРОВА. — Мне трудно представить, кто вместо Леся Александровича, сможет сыграть его роли. Мы познакомились много лет назад, а подружились уже в Театре им. И. Франко, когда репетировали спектакль «Все мы кошки и коты». Это был очень деликатный мужчина, потрясающий артист, терпеливый партнер, преданный товарищ и друг. Мы быстро нашли общий язык и поэтому период репетиций я вспоминаю с теплотой. Он никогда не болел «звездной» болезнью, не тянул «одеяло на себя». Радовался, что благодаря Богдану Ступке вновь окунулся в мир театра (они вместе снимались в фильме «Тарас Бульба» и роль казака Товкача стала последней киноработой актера). За несколько дней до смерти мы разговаривали по телефону, и Лесь Сердюк признавался, что активно лечится, чтобы осенью выйти на сцену... Увы, этим планам уже никогда не суждено сбыться.

— Это был очень порядочный человек, открытый и добрый... и хотя мы знали, что Лесь Александрович очень болен, но верили, что он справится с недугом, и поэтому известие о смерти Сердюка весь наш коллектив воспринял, как шок, — сказала «Дню» заведующая литчастью Театра им. И. Франко Наталья ПОНОМАРЕНКО. — Это был прекрасный мастер. Не каждый известный актер отважится начинать жизнь с чистого листа и после более чем тридцатилетнего перерыва выйти на сцену. Дебютом Сердюка в нашем театре стал спектакль «Все мы — кошки и коты», в котором он феерически играл вместе с Ларисой Кадыровой. Он был трудоголиком в работе, не уставая искать разные краски и оттенки для своих ролей. К своему юбилею, готовил бенефис — монопостановку «Последняя лента Крэппа» по Беккету (мы в феврале пригласили друзей театра и студентов — будущих актеров на просмотр, который стал настоящим мастер-классом Сердюка). Лесь Александрович очень органично влился в нашу франковскую семью. Он не пропускал ни одной премьеры, жил интересами театра, ставшего его родным домом, с его смертью мы почувствовали себя осиротевшими... С уходом Леся Сердюка лицо украинского театра и кино изменится. Это невосполнимая утрата.

— Не могу поверить, что больше не услышу такой родной голос Леся. Он был не просто другом нашей семьи, а человеком, который никогда не предаст, — сказала актриса Ада РОГОВЦЕВА. — С Костем Петровичем (Степанковым) они были партнерами во многих фильмах. Они говорили, что «одной группы крови», а я бы добавила, что и души у них были похожими. В трудные моменты жизни, а их было немало, Лесь Александрович поддерживал не только словом, но и делом. Он был моим крестным отцом (я крестилась недавно и сама попросила Сердюка стать крестным)... Он был очень мудрым человеком и замечательным актером, которого в чело поцеловал Бог!

— К сожалению, спектакль «Женитьба» стал первой и последней нашей совместной работой с Сердюком, — сказал актер Алексей БОГДАНОВИЧ. — Очень тонкий и толерантный человек, с потрясающим чувством юмора. Я поражался: обладая огромным актерским опытом, он сильно волновался за кулисами, а выходя на сцену преображался... Это был прекрасный партнер и суперпрофессионал. С ним легко было выступать. Он своей игрой подзадоривал и на сцене мы, коллеги, чувствовали, что он, если потребуется, поможет, а это не так часто встречается в актерской среде. Ведь наша профессия амбициозная, каждый хочет быть первым, а Лесь Александрович умел работать в команде, не выпячивая себя. Жаль, что он так рано ушел... Мне кажется, что наш театр стал его второй любовью после кино, где он добился больших успехов. Он был интеллигентным и коммуникабельным человеком. Так вышло, что Сердюк начинал актерскую карьеру на театральной сцене и на сцене, уже франковской, сыграл свою последнюю роль (в спектакле «Последняя лента Крэппа»)... В последнее время он болел, но никогда не жаловался. На репетициях был собран, никаких поблажек себе не делал. Его работоспособности можно было только удивляться. Очень жаль, что Лесь Александрович так недолго поработал в нашем театре. Это был Мастер с большой буквы....

— Сердюк был очень органичным на экране и на сцене. В каждой роли (не важно — главная или эпизод) он запоминался зрителям. Это был потрясающий партнер, — подчеркивает актриса Лариса КАДЫРОВА. — Мне трудно представить, кто вместо Леся Александровича, сможет сыграть его роли. Мы познакомились много лет назад, а подружились уже в Театре им. И. Франко, когда репетировали спектакль «Все мы кошки и коты». Это был очень деликатный мужчина, потрясающий артист, терпеливый партнер, преданный товарищ и друг. Мы быстро нашли общий язык и поэтому период репетиций я вспоминаю с теплотой. Он никогда не болел «звездной» болезнью, не тянул «одеяло на себя». Радовался, что благодаря Богдану Ступке вновь окунулся в мир театра (они вместе снимались в фильме «Тарас Бульба» и роль казака Товкача стала последней киноработой актера). За несколько дней до смерти мы разговаривали по телефону, и Лесь Сердюк признавался, что активно лечится, чтобы осенью выйти на сцену... Увы, этим планам уже никогда не суждено сбыться.

— Ушел последний из рыцарей украинского национального киноискусства. Очень длинный список наших утрат: Иван Миколайчук, Кость Степанков, а теперь и Лесь Сердюк, — с горечью подчеркнул кинорежиссер Юрий ИЛЬЕНКО. — Роли, которые Лесь сыграл, стали камертоном для целого поколения. Он высоко нес профессиональную планку. Сердюк был фантастичным актером, прекрасным педагогом и замечательным человеком, со смертью которого обеднела украинская нация и искусство.

— Сердюк не был моим другом, но Леся Александровича я хорошо знал и уважал, — говорит Сергей ТРЫМБАЧ, председатель Национального союза кинематографистов Украины. — Он, Миколайчук, Ступка — всего на 10 лет старшие, но мной воспринимались как люди другого поколения. Это как граница между шестидесятниками и семидесятниками. То поколение резко и ярко вошло в кинематограф. После первого просмотра «Вавилона ХХ», общаясь с Миколайчуком, у меня возникло впечатление, что я разговариваю с самим Довженко, тогда же я познакомился и с Сердюком (это было в 1979 г.). Собственно, в «Вавилоне ХХ» Лесь Александрович раскрылся как потрясающий актер. Думаю, что неслучайно он появился в этой картине. Сердюк родился в Харькове, вырос в известной актерской семье (его отец Александр Сердюк — из театра «Березіль» Леся Курбаса), и эта поэтика и эстетика ему весьма были присущи. В фильме — полистилистика «химерности» (тогда модно было писать о «химерной прозе Василя Земляка», а Миколайчук снял «Вавилон ХХ», как «химерное кино»). Сам фильм был поэтичным, но режиссер его направил в русло украинского барокко. Сердюк прекрасно вписался в тот причудливый мир. Он оказался «химерным» человеком.

У актера обладал даром раскрывать сложность характера человека, мировоззрения и очень убедительно это выразить в роли. Неслучайно последней работой на франковской сцене стала роль Крэппа по Беккету (спектакль «Последняя лента Крэппа»). Сердюк мог передать сложность характера личности, когда человек состоит из каких-то кубиков, друг с другом никак не соединяющихся, нанизываясь на стержень. Впервые такой причудливый образ Лесь сыграл именно в «Вавилоне ХХ», и тогда критика увидела, какой фантастический он актер, а еще он сам понял, что это знаковый фильм в его судьбе. Сердюк всю жизнь был очень благодарен Ивану Миколайчуку за это. Лесь Александрович вообще был человеком, помнящим добро. Хотя актеры, как правило, амбициозны и неблагодарны, а вот Сердюк хорошо помнил и сам делал добро людям. Когда несколько лет Леонид Осыка лежал прикованный к постели и не мог говорить, Лесь его не забывал, еженедельно приходил, разговаривал, всматриваясь, понимает ли тот его, находясь в потустороннем состоянии между жизнью и смертью. Сердюк хотел понять: что там за гранью? Чем мог, помогал семье кинорежиссера. Он поддерживал и Брондукова, когда тот тяжело заболел. Это была фантастическая когорта мастеров, которых, при жизни, мы так и недооценили. В настоящий момент, когда во Вселенную ушли Степанков, Сердюк — суперактеры, — мы понимаем, как много потеряли. Их любила камера. То, что Лесь Александрович последние два года работал в Театре им. И. Франко, дало возможность актеру проявить себя в разных ролях. Его судьба словно сделала круг — он начинал свою карьеру как театральный актер, потом был длительный роман с кинематографом и — снова сцена. В каждой роли он был очень органичным. Хотя чаще режиссеры эксплуатировали фактуру актера, предлагая играть крестьян, казаков, военных, стариков, дядек. Впрочем, можно вспомнить, как органично Лесь вписался в роль князя Святослава в фильме «Легенда о княгине Ольге». Кстати, есть памятник князю — нереализованная работа скульптора Кавалеридзе, так вот если присмотреться, — Святослав очень похож на Сердюка.

В быту Лесь Александрович говорил на колоритном народном языке (на харьковском диалекте с вкраплением русизмов), вместе с тем он был очень эрудированным человеком. Режиссер Валентин Козьменко-Делинде (он поставил спектакли франковцев «Все мы — кошки и коты», «Божья слеза», «Женитьба», в которых играл Сердюк) рассказывал, как после репетиций вместе с Лесем Александровичем они выходили в сквер около театра, садились на скамейку и говорили на разные темы. Его тогда поразило, насколько хорошо разбирается актер в системе Курбаса и Станиславского. Кстати, он использовал свои знания, выстраивая роли. Это был суперактер! Но реализовался в творчестве лишь на 5—7 процентов. Очень жаль, что планы, о которых он мечтал, так и не удалось ему реализовать.

— Я не много снимал Сердюка, но считал его очень талантливым актером и другом, потому что он дружил с моими друзьями, — признается кинорежиссер Николай МАЩЕНКО. — Очень памятной оказалась наша совместная работа в фильме «Комиссары» (1969 г.). Там собралась очень мощная актерская команда: Миколайчук, Степанков, Брондуков, Бакштаев, Сердюк, Гаврилюк, Кадочникова. Их всех объединял огромный талант. Для меня Лесь дорог и тем, что я учился у его отца — замечательного актера и педагога Александра Сердюка. Я ценил Леся за доброжелательность и мужество. Ему пришлось хоронить друзей — Костя Степанкова, Ивана Миколайчука, Леонида Осыку... и вот теперь уже нет с нами и самого Леся. Он был ярким представителем украинского кино периода его расцвета, и на его судьбу выпали трудные времена, когда наш кинематограф заснул на многие годы летаргическим сном. Он был очень энергичным мужчиной. Когда перестали сниматься фильмы, то Сердюк делал телепередачи о выдающихся людях нашей культуры, преподавал актерское мастерство студентам, а в последние годы прекрасно играл в театре. В наследство он оставил огромную фильмографию, а наша задача не забывать этого выдающегося художника Украины.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ