«Наши дети должны знать, от кого они происходят, каковы их корни, история народа и его обычаи. Лишь сохранив национальную культуру, мы сохраним нацию и, как следствие, государство, — сразу отвечает на вопрос о главной цели организации одна из основательниц «Кола» Наталья Сентемон. — Именно благодаря национальной культуре украинцы отождествляли себя сами с собой, отличали себя от других народов. И так было в разные времена. Украинская национальная культура старше и сувереннее нации. В это трудное время, когда в стране идет война, смешиваются ценности и изменяются приоритеты, наша главная задача — спасти национальную культуру, сохранить ее, преумножить и передать в наследство потомкам. Эта идея лежит в основе нашей этномастерской «Коло».
У каждой из подольских «мавок» своя роль в этномастерской. Наталья Сентемон работает редактором Винницкого областного центра народного творчества, исследует традиционную писанку, возрождает писанкарство, а сейчас еще и увлекается ткачеством. Виктория Николаева — по первому образованию инженер, а по второму — педагог. Работая с детьми, начала изготовлять глиняные музыкальные инструменты, и так случилось, что глина ее больше не отпустила. Анастасия Филинская закончила технический университет, но любовь к народному искусству была сильнее, и ныне женщина создает уникальные вытынанки громадных размеров. Инна Ермакова — старший преподаватель Донецкого национального университета, фотограф, но много лет вместе со своим мужем Андреем занимается исследованием подольской вышивки низью. Юлия Васюк — музыковед, преподаватель народного вокала, руководитель фольклорной группы «Макоши» и мастер по изготовлению куклы-мотанки и восковых веночков, которые одевали украинские девушки. Фактически из пяти подруг только Юлия имеет классическое музыкальное образование, и это не мешает девушкам играть на украинских инструментах, петь древние песни и популяризировать украинские традиции и обычаи. Собственно, из обычаев и зародилась их организация «Коло».
«Идея объединиться в общественную организацию возникла в прошлом году. Мы собрались все вместе и решили поколядовать. Захотелось просто сделать приятное своим родным. Одели старинные костюмы и пошли от хаты к хате, — рассказывает Юлия Васюк. — Реакция людей нас поразила. Нас встречали с улыбками и слезами на глазах. Тогда мы поняли, что это не только у нас потребность для самовыражения, но и общество хочет жить украинским. Наш замысел перерос в мощное дело, которое стало вдохновением, воздухом для каждой из нас».
Этномастерская «Коло» как общественная организация зарегистрирована 6 сентября этого года. Хотя вместе девушки уже больше года. За это короткое время они получили известность не только в Виннице и Украине в целом, но и за ее пределами. Этномастерская представляла народное творчество на конкурсе аутентичных коллективов на приз Гната Танцюры, на фестивале «Животоки», а также принимала участие в международном фестивале народных культур «Рудянинес», который проходил в Литве.
«Людям нравится, что мы многогранны, можем и песни петь, и лекции по народному творчеству прочитать. Но у нас еще очень много работы впереди. Стремимся разбудить украинское у украинцев, потому что если мы будем увлекаться только чужим, то станем чужими друг для друга и потеряем родное, — говорит Инна Ермакова. — Когда были в Литве, нас спрашивали, на самом ли деле мы из Украины, ведь костюмы, в которые мы были одеты, отличаются от традиционных узорчатых украинских вышиванок. А в действительности это подольские сорочки, которым за сто лет. Об этой технике и не все подоляне знают. Поэтому считаем своей задачей не только популяризировать то, что имеем, но и возрождать, искать, документировать забытое».
Ныне участницы этномастерской «Коло» проводят мастер-классы по вышивке, писанкарству, гончарству, ткачеству, по изготовлению кукол-мотанок, вытынанок — и все это по старинным техникам. А у подольских «мавок» одна-единственная мечта на всех — открыть музей народного искусства Восточного Подолья с мастерскими для детей и взрослых. Тогда все исследованное и воспроизведенное не исчезнет, а станет достоянием общества.