Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Он не прятался за спины

19 декабря исполняется 90 лет со дня рождения Мыколы Руденко — поэта, писателя, философа, правозащитника
16 декабря, 2010 - 18:41

Общество, подавляющая часть которого привыкла строить отношения по принципу: «Только не трогайте мой кошелек, а так — делайте, что вам заблагорассудится» — просто обречено на несвободу. И, положив руку на сердце, ничего другого, кроме этой «корытной» несвободы, не стоящее. Был прав выдающийся французский мыслитель ХVІІІ века Люк де Клапье Вовенарг, утверждавший: «Маловато рационально обосновать ценность свободы — нужно иметь мужество за нее бороться. И здесь нужен не так ум, как поступок и сильная воля».

Живой пример жизни выдающихся украинцев — лучшее подтверждение правильности этой мысли. Путь, пройденный Мыколой Даниловичем Руденко — от убежденного коммуниста, секретаря правления Киевской организации Союза писателей Украины до мыслителя, осмелившегося публично бросить вызов экономическим постулатам учения Карла Маркса, до самоотверженного правозащитника, политзаключенного, который в основу всех ценностей своей жизни положил непоколебимую верность Украине, — этот путь не просто поражает любого небезразличного человека. Поступки Мыколы Руденко — это неопровержимое доказательство того, на что способен внутренне свободный человек, такой же внутренне свободный, как генерал Петро Григоренко (кстати, близкий друг Мыколы Даниловича), Валерий Марченко, Василий Стус, Иван Свитлычний — эти люди являются поистине лучшими сыновьями нашего народа.

Родился Мыкола Данилович Руденко 19 декабря 1920 года в селе Юриевка на Луганщине в шахтерской семье. Отец погиб от взрыва газа, когда маленькому Мыколе не было и семи лет. Убогое, нищее детство — но, в то же время, и врожденный талант, который рано начал проявлять себя: все вокруг знали о безудержном стремлении мальчика к рифмованию. Этот подросток имел веселый, зажигательный характер — несмотря на ужасный случай: брошенный в уличной драке камень попал в глаз и повредил зрительный нерв, после чего левый глаз практически не мог уже видеть...

«Крестным отцом» юного Руденко в литературе (а парень уже в 16 лет победил в конкурсе Наркомата просвещения Украины на лучшее литературное произведение) был известный поэт Леонид Первомайский, благодарность которому Мыкола Данилович сохранил на всю жизнь. Именно он был редактором первого сборника стихотворений молодого поэта «З походу», который вышел из печати в 1946 году. Но перед этим была большая катастрофа, колоссальное испытание в жизни Украины и Руденко — война.

Мыкола Руденко, принципом жизни которого было: «Никогда не прятаться за чужие спины!», пошел на фронт летом 41-го добровольно, хоть имел по состоянию здоровья освобождение от призыва. Был замполитом роты Первой красногвардейской дивизии, во время боев на Ленинградском фронте был тяжело ранен разрывной пулей, чудом остался жив. Врачи пророчили неизлечимую инвалидность — но он встал на ноги. А когда закончилась война — осуществил давнюю мечту: посвятить себя литературе.

Безразличному наблюдателю казалось, что писательская «карьера» Руденко складывалась легко и благоприятно: его первые сборники поэзий (как и первое прозаическое произведение — роман «Вітер в обличчя», 1953) встретили восторженные отзывы читателей; уже в 1949 году Мыкола Руденко — секретарь парткома Киевской организации Союза писателей Украины. Но именно тогда в отношениях между Руденко и властью образовалась определенная «трещина», которая впоследствии превратилась в очень широкую бездну: как секретарь парткома Мыкола Данилович категорически отказался санкционировать исключение из Союза писателей-космополитов Григория Полянкера и Матвея Талалаевского (а что следовало за исключением, учитывая тогдашние репрессии, было вполне понятно; однако Сталин и Каганович требовали, чтобы писатели «по собственной инициативе» исключали «врагов» из своих рядов). За такое неповиновение Руденко, по приказу Кагановича, тогда — первого секретаря ЦК КП(б)У, потерял должности секретаря парткома.

Однако вплоть до ХХ съезда партии (1956 г.) Руденко, по собственному откровенному признанию (он вообще был честным и беспощадным в самооценках), «долго оставался очень партийным. Долго я оставался с глубокой верой в великое дело Коммунистической партии, был верным сталинцем, много писал посвященных вождю стихов, была даже поэма о Сталине. Но я никогда не делал того, во что не верил. Так и тогда. Я верил, что такой должна быть литература, что требования партии к ней справедливы, верил, что так надлежит писать». Как, собственно говоря, произошло превращение «верного сталинца» в человека, поддавшего сокрушительной критике сами основы марксистской доктрины (речь идет о вещах мировоззренческих, в частности о его романе «Формула Сонця» и «Економічних монологах» — эти произведения, очевидно, нуждаются в профессиональной оценке экспертов, в частности, и на страницах «Дня»)? Этому предшествовали могучие внешние, а еще более — внутренние, духовные толчки.

«Двадцатый съезд, когда Хрущев показал, кого мы имеем в лице Сталина, — вспоминал поэт, — это для меня был страшный удар. Я сказал себе: тут что-то неправильно, тут дело не в Сталине. Как мог параноик, садист очутиться на такой высоте, получить такую власть и сформировать государство? На эти вопросы у Хрущева ответа я не находил. Для себя я ответил так: значит, учение, которое легло в основу этой системы, ошибочно. Чем же оно ошибочно? И вот этот вопрос повел меня через весь «Капитал» Маркса». Так Руденко необратимо вступил на ту вольнолюбивую дорогу, которая впоследствии привела его ко всемирной славе, а еще — к приговору (начало 1977 года; это после того, как Мыкола Руденко, Олесь Бердник и Оксана Мешко основали Украинскую группу содействия выполнению Хельсинкских соглашений, причем приговор был предопределен на заседании Секретариата ЦК КПСС): 7 лет лагерей сурового режима и 5 лет ссылки. Находился в неволе 10 лет (сначала был освобожден от тяжелого физического труда как инвалид Великой Отечественной войны, однако впоследствии, когда администрация лагеря узнала, что Мыкола Данилович тайно передает «на волю» стихи — был отдан приказ: никаких льгот!).

В 1987 году новая «перестроечная» власть позволила Руденко выехать на лечение в ФРГ, потом — в США. Несколько лет работал на «Радио «Свобода» и обозревателем «Голоса Америки». После краха СССР вернулся в Украину. Мыкола Данилович Руденко, Герой Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, действительный член Украинской свободной академии наук (Нью-Йорк), почетный член французской и японской секций Пен-клуба, кавалер ордена Красной Звезды и Отечественной войны І степени (боевые награды), умер 1 апреля 2004 года.

Дававйте вчитаемся в удивительные слова этого уникального человека: «Кто имел встречу с Богом, тот действительно не называет Его имя всуе. Когда тебя будет жечь космическим пламенем на протяжении трех суток, на языке не часто будет появляться имя Бога; зато весь ты будешь насквозь перестроен и настроен на живой Космос. Он станет для тебя тем, кем был для Иисуса Христа — отцом. Не раз он спасал меня от неминуемой смерти, дважды спасал от клинической недвижимости — впервые после ранения, когда я, наперекор прогнозам врачей, встал с кровати и начал ходить, во второй раз — через 17 лет, когда подсказал мне, как надо спасаться от остеомиелита, который через год-два должен был осуществить прогнозы врачей и отобрать у меня способность двигаться».

И в заключение — одно из стихотворений Мыколы Руденко (давайте не забывать, в конечном счете, что перед нами — Поэт, может, даже прежде всего Поэт).
«Вночі падуча зірка пролетіла —
І, може, з неї десь мале зерно,
Як знак народження нового тіла
Лягло в криницю аж на саме дно.
Дрімала іскорка на дні криниці.
А дівчина з полтавського села
Уранці зачерпнула там водиці —
І в череві Месію понесла.
Кружляли янголи навколо хати
Горіла плащаниця золота.
Та звідки їм, захмарним духам,
знати,
Що ця земля давним-давно не та?...
Ніхто Ісуса й Матір
не прославить —
На кукурудзу поженуть обох
І, розіп’явши, не помітять навіть
Що то на землю знов приходив Бог».

1973 г.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ