Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нелюбовные импровизации

С 22 по 26 августа в Киеве проходил IV Международный фестиваль актеров кино «Стожары-2003»
28 августа, 2003 - 00:00

Нынешний фест можно назвать импровизационным. Сроки проведения ужимали по ходу действия (вместо недели уложились в пять дней). Кинопросмотры и встречи с актерами тасовали, как в карточной колоде: организаторы объявляли одно, а в итоге получалось совсем другое мероприятие. Не все ранее заявленные знаменитости побывали на «Стожарах». Такая необязательность вызвала определенный скепсис в рядах кинокритиков и представителей СМИ. Но, несмотря на все организационные и технические накладки, основная часть зрителей все равно осталась довольной. Ведь им удалось бесплатно посмотреть хорошие картины и на память получить автографы любимых актеров и режиссеров.

— Мы решили отойти от помпезности и официальности и попытались сделать праздник для всех, кто любит кинематограф. В этот раз к нам приехали гости из Беларуси, Грузии, Польши, России, Сербии, — сказала президент фестиваля «Стожары» Нина Ильина. — Они привезли фильмы, которые объединены одной темой — любовью. Ведь девиз нынешнего фестиваля — «Тайна мужского и женского». Несмотря на то, что в Украине сегодня снимается не так много лент, мы сумели отобрать для конкурсного показа две интересные работы наших молодых кинематографистов: «Шум ветра» Сергея Маслобойщикова и «Мамай» Леся Санина.

— Киев для меня город любви и юности. Я много снималась на студии им. А. Довженко, — вспомнила гостья фестиваля, российская актриса, депутат Думы Елена Драпеко. — Нас связало актерское братство. Из него родилась организация, которая сейчас называется Гильдией киноактеров. СССР как страна перестал существовать, а наше братство живо. Оно имеет не только творческие и коммерческие интересы, но еще замешано на любви, на юности многих из нас. А также — на общих разочарованиях. Меняются поколения, но им мы завещаем свое актерское братство. У нас много общего: история, искусство и публика.

Член жюри фестиваля актер Николай Олялин признался, что мечтает о том времени, когда зрители после просмотра новых фильмов выходили бы из залов взволнованными увиденным и не стыдились слез от переполняемых чувств.

Почетным гостем «Стожар» был режиссер Станислав Говорухин, в последние годы еще и депутат российской Думы. Станислава Сергеевича организаторы назвали «отцом фестивалей», так как именно с его легкой руки родился в Одессе «Золотой Дюк», заложивший основу целому созвездию больших и маленьких кинофорумов.

— Надо же, я — отец фестивального движения? Вы только Марку Рудинштейну (основателю «Кинотавра») об этом не говорите, а то он в полной уверенности, что отец — он, — засмеялся С. Говорухин. — Действительно, столько ныне фестивалей наплодилось в бывшем СССР. Особенно много в России. В Украине пока меньше. Я давно слежу за тем, как растут «Стожары». Не надо отчаиваться, если все не так быстро получается, как хотелось бы. Например, еще семь—восемь лет назад российское кино тоже находилось в ужасающем положении. В 1996 по «Мосфильму» бегали крысы. Сотрудники вечером боялись пройти по коридорам. Как иллюстрацию можно привести слова Александра Довженко, что на «Мосфильме» есть места, где не ступала нога человека... А сегодня это крупнейшая и лучшая в Европе киностудия. То есть российская киноиндустрия восстановилась. Теперь осталось только снимать хорошие ленты. Этого пока нет. Режиссеры думают о победах своих фильмов на фестивалях, а не о зрителях. Сегодня, чтобы прогнать американских оккупантов с наших экранов, нужны совместные усилия. Куда идут голливудщики? Они и дальше будут использовать компьютерные «навороты», но это тупик. Раз — хорошо, два — любопытно, N надцать —скучно, приедается. А если мы начнем снимать нормальные художественные фильмы о человеческих чувствах, картины, дающие людям жизненные силы, а не уводящие от реальности, с героями, на которых захочется равняться, то, уверен, успех нас обязательно ждет.

Я хочу, чтобы украинское кино поскорее стало на ноги. Ведь это и моя боль. Одно дело — российский кинематограф, а совсем другое — Союз кинематографистов России. Я из него вышел в 1993 году в знак протеста. И за десять лет ни на секунду об этом не пожалел. Но я остался членом Союза кинематографистов Украины. Плачу взносы. Помогаю, чем могу, своей родной Одесской студии. И буду помогать впредь. Пусть быстрее наши невзгоды останутся в прошлом, — чтобы восстал и воспрял наш украинский кинематограф и мы могли гордиться своими режиссерами, сценаристами, актерами и всеми, кто работает в кинематографе.

Церемонию награждения начали издалека. Вначале вручили специальные дипломы «За современное воплощение женских образов», отметив работы Ольги Филипповой «Кармен» (Россия) и Катарины Радивоевич «Зона Земфирова» (Сербия). Сиял в бликах фотовспышек Сергей Глушко — московский стриптезер Тарзан, нынешний супруг эстрадной певицы Наташи Королевой. Жюри отметило его как лучшего непрофессионального исполнителя в картине «Анастасия Слуцкая». За эту же картину приз «Дебют» получила Светлана Зеленковская (Беларусь). Ей Николай Олялин прочел стихи и прочит блестящее творческое будущее. А приз за лучший мужской дебют — крылатую статуэтку — увез в Грузию Нико Тавадзе (фильм «По винтовой лестнице»). Его соотечественник, ныне живущий и работающий в Америке, Леван Учанеишвили отмечен в номинации «Мужская роль второго плана». Актер не скрывал своей радости и пообещал на следующий конкурс в Киев привезти картины из США. Сейчас он завершает сниматься в международном проекте «Пушкин». Левон играет роль Александра Сергеевича, а известная российская балерина Анастасия Волочкова — супругу поэта Наталью Гончарову. Приз за «Женскую роль второго плана» достался Марине Яковлевой («Упасть вверх», Россия). Его передаст актрисе сценарист фильма Наталья Вико, которую тоже отметили, вручив «Хрустальное яблоко».

По словам Раисы Недашковской, основные споры между членами жюри возникли по поводу главных призов фестиваля. Поэтому в номинации «Женская роль» победа досталась двум актрисам. Лучшие — Данута Стенка, «Шопен — желание любви» (Польша) и Алла Сергийко, «Шум ветра» (Украина). Приз «Главная мужская роль» получил польский актер Пётр Адамчик, «Шопен — желание любви». Он обошел соперников по всем статьям. Овации зрителей после объявления имени актера — лучшее подтверждение тому, что жюри попало в точку. По этой номинации мнение судей и публики совпало.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ