Спектакль «13 первых правил» поставленный по мотивам пьесы белорусского драматурга Дмитрия Богославского «13 правил баскетбола, сформулированных Джеймсом Найсмитом» (этот текст легко найти в Интернете).
Пьеса — врагу не пожелаешь! Всего четверо действующих лиц — но безжалостной взаимной агрессии здесь не меньше, чем в «Макбете» или «Ричарде ІІІ». Но если у Шекспира герои уничтожали друг друга хотя бы ради королевской короны, то здесь делают это убого бесцельно, потому что просто не умеют ни любить, ни жить. Их жизнь якобы координируется правилами игры в баскетбол, но с таким же успехом они могли бы руководствоваться инструкцией по эксплуатации стиральной машины.
Удивительно, как Стас Жирков сделал из всего этого динамическое, яркое, даже радостное представление. Радость — не от того, «о чем» это, а от того, как оно сыграно. Артисты Евгений Авдеенко (Игорь), Андрей Исаенко (Володя), Анастасия Карпенко (Инга) и Ирина Ткаченко (Валерия) работают как безукоризненный музыкальный квартет. Действительно, чувствуешь себя счастливым — как всегда, когда видишь легкую, виртуозно профессиональную игру. Хотя после первых просмотров публика разделилась.
Одни, судя по отзывам в соцсети, восторженно узнают в этих персонажах своих современников и даже себя самих. Вторые — красноречиво молчат или хвалят актерскую игру, обходя предмет игры. Автор этих строк принадлежит ко вторым, хотя не видит причины не доверять первым. Ведь если они узнают в героях спектакля себя или своих ближних, значит, наши привычные иллюзии относительно «правильных» людей и «правильные» правила жизни перевернулись с ног на голову. Стоит обратить внимание хотя бы на такую деталь: персонажи этой черной пьесы вовсе не принадлежат к социальному дну. Напротив, здесь, так сказать, полный гуманитарный набор — педагог-спортсмен, филолог, врач-гинеколог. Еще лет несколько тому назад они бы вольнодумствовали на кухне о высоких материях и спорили о приоритетах физики или лирики. Тем легче было распознать, кто есть кто. А здесь эти гуманитарии дегуманизировались и деградировали. И невиновных среди них нет. Кто бы мог подумать — филолог выбрасывает спортсмена из балкона (а не наоборот)! Все это, конечно, имеет пессимистический вид. Потому что некому верить: ни спортсменам, ни филологам. Как говорят в подобных случаях театралы со стажем, в наше время такого в театре не было. Хоть в жизни случалось и хуже.
Следующие показы спектакля «13 первых правил», что демонстрируется на Камерной сцене «левобережцев», состоится уже весной — 4 и 28 марта