Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неюбилейное кино

Сегодня в Москве открывается XXVII международный кинофестиваль
16 июня, 2005 - 20:14

Кинематографическая жизнь столицы России достигла своего традиционного пика. Таковым является Московский кинофорум, что вместе со всеми сопутствующими мероприятиями традиционно занимает вторую половину июня.

Последние два года дали повод для разговоров о некоем кризисе фестиваля — так, юбилейный 25-й ММКФ отличался на редкость слабой конкурсной программой, на прошлогоднем же был достигнут высочайший представительский уровень, в частности приехали Квентин Тарантино с Девидом Керрадайном и Эмир Кустурица. Однако программа по- прежнему оказалось на редкость слабая, к чему добавилась еще и чехарда с организацией — многие привлекательные внеконкурсные ретроспективы попросту отменили, показ особо востребованных фильмов ограничили одним сеансом и т. д. Впрочем, это все можно было бы списать на эхо юбилея — ведь давно уже наблюдается такая закономерность, что именно юбилейные выставки либо фестивали получаются не очень удачными — круглая цифра, очевидно, тяготит особым грузом ответственности...

Сейчас же вроде бы все должно наладиться. По крайней мере, организаторы поработали над тем же конкурсом. В него вошли 17 картин, сделанных режиссерами из очень разных национальных кинематографий. Итальянец Джузеппе Пиччони, известный у себя на родине как производитель психологических драм, представлен картиной «Желанная жизнь». Это — традиционное для него исследование на тему «мужское-женское», осложненное на сей раз еще и киношным фактором: ведь главные герои — актеры, снимающиеся в любовной драме и устраивающие между собой такую же драму в жизни.

Неподалеку от Италии — вполне кинематографичная Скандинавия. Финская «Вечная мерзлота» (режиссер Аку Лухимиес), очевидно, вдохновлена сюжетами знаменитого Аки Каурисмяки. Герои фильма — также маргиналы, неудачники: компьютерные хакеры, взламывающие чужие сайты, забулдыги. Среди прочего, стоит отметить, что уже дебют Лухимиеса «Неприкаянный» (2000 г.) имел значительный кассовый успех, равно как и его второй художественный фильм «Витая в облаках» (2002 г.); а в прошлом году молодого фильммейкера избрали «режиссером года» у себя на родине. В то же время у его коллеги из соседней Швеции, Рубена Остлунда, жизнь была намного более сложной. Так, его биография гласит, что родился он в 1974 году на острове у побережья Швеции, где были запрещены... кино и телевидение. Поэтому свой первый фильм Рубен посмотрел в 19 лет. Той же причиной, очевидно, объясняется и странное название его первого полнометражного фильма «Гитара- монголоид», и необычный, рваный стиль, в котором выполнена эта работа.

Насквозь политической — о скитаниях палестинских семей — является картина «Последняя луна» (режиссер Мигель Литтин), что, впрочем, неудивительно: ведь это довольно экзотическая копродукция — Чили/Мексика/Палестина. Кроме того, по биографии самого режиссера можно писать триллер — родился в Чили в семье палестинцев, после пиночетовского переворота 1973 года Литтин был вынужден покинуть страну, за пределами Чили поставил несколько картин, среди которых — экранизация романа лауреата Нобелевской премии Габриэля Гарсии Маркеса «Вдова Монтьель», запрещенная на его родине. В Московском фестивале участвует уже в третий раз, в 1983 году за картину «Альсино и кондор» получил здесь главный приз и продолжил работать за границей. История двух палестинских семей.

Меньше политики, зато больше абсурда в чешско-германо-словацких «Хрониках обыкновенного безумия». Режиссер Петр Зеленка считается в Чехии одним из самых ярких представителей молодого кинопоколения. Фильм снял на основе собственной, довольно популярной в своей стране пьесы. Получилось нечто вроде черной — местами даже очень черной — комедии.

Абсурда (зачастую — кровавого) хватает и в Узбекистане; несмотря на это, там снимают довольно сносное кино. По крайне мере, таков фильм Юсупа Разыкова «Девичий пастух» — о подростке, всюду вынужденном, согласно местным обычаям, сопровождать свою дальнюю родственницу. Разыков, как и большинство состоявшихся режиссеров бывшей советской Средней Азии, — ученик Сергея Соловьева, что дает довольно любопытные результаты на экране.

А несомненным лидером конкурса, очевидно, будет датско-германо-франко- британский фильм «Дорогая Венди». Неудивительно, ведь его постановщик — датчанин Томас Винтерберг, ближайший соратник Ларса фон Триера и сооснователь знаменитого кинодвижения «Догма-95». Более того, «Дорогая Венди» снят по сценарию Ларса фон Триера, что заметно по простому изложению событий фильма: молодой парень Дик (его роль исполняет восходящая британская звезда Джейми Белл) живет в бедном шахтерском городке Истерслоуп. Случайно оказавшийся в руках пистолет вызывает в его мировоззрении странные перемены. Дик ощущает странное, неодолимое влечение к оружию, идущее, казалось бы, вразрез с его пацифистскими взглядами. Вместе с такими же, как он, одиночками американского захолустья Дик организует тайный клуб «Дэнди», основанный на принципах пацифизма: «никогда не обнажать оружие» — его основное правило. Однако вскоре членам тайного клуба предстоит осознать, что правила существуют для того, чтобы их нарушать.

Это — лишь наиболее яркие фильмы конкурса. Несомненно, конкуренцию лидерам может составить фильм «Левой, левой, левой!» (режиссер Казем Маасуми, Иран) — стоит лишь вспомнить, каких успехов достиг иранский кинематограф в последние годы на международных фестивалях, или остросатирический «Чамскраббер» независимого американского режиссера Арье Посина. Хозяева фестиваля представлены картиной «Космос как предчувствие» бывшего документалиста Алексея Учителя, зачем-то подавшегося в игровое кино. Получается это у него пока не очень убедительно, хотя актерский состав в картине как обычно, силен: Евгений Миронов, Ирина Пегова, Евгений Цыганов, Елена Лядова.

Вновь будет и параллельный конкурс — «Перспективы». Здесь — только дебютанты, начинающие таланты из США («Как девушки Гарсия провели лето», режиссер: Джорджина Гарсиа Ридель), Германии («Нетто», режиссер Роберт Тальхайм), Японии («Семеро невинных», режиссер Данкан), Кореи («Фактура кожи» режиссер Ли Сун-кан), Аргентины («Принц Гомес», режиссер Эрнан Гонcалес Иглесиас), Чехии («Акула в голове», режиссер Мария Прохазкова), Австралии («Вдовец», режиссер Кевин Лукас), Франции («Пока не поздно», режиссер Лоран Дюссо). Наверняка особый интерес в этой программе вызовет российская фантасмагория под названием «Пыль» (режиссер Сергей Лобан) — нечто невообразимое о секретных экспериментах на людях. Одну из ролей здесь сыграла столь культовая персона, как Петр Мамонов, а главную партию исполнил Алексей Подольский — участник последнего спектакля Петра Николаевича.

Конечно же, настоящий ажиотаж будет сопровождать показ подборки гала- премьер — ведь здесь все лучшее и притом свежайшее: последний Вим Вендерс («Входите без стука») и Франсуа Озон («Время прощания»), Сидней Поллак («Переводчица»), целых две картины неоднозначной Клер Дэни («К Матильде» и «Незваный гость»), а также (синефилы уж трепещут) призера последних Канн — «Скрытое» непредсказуемого и жестокого Михаэля Ханеке (приз за режиссуру), и «Мандерлей» Триера — хотя призов в Каннах и не получивший, но менее интересным от того не ставший. Немало народу придет на «8 с половиной фильмов», где покажут, в частности, триумфатора последней Венеции, «Веру Дрейк» британского классика Майка Ли, обладателя Золотой пальмы — драму «Дитя» братьев Дарденн и изысканную картину канадского независимого режиссера Гая Меддина «Самая печальная музыка на свете» — о последней можно сказать, что это тот случай, когда лучше не только видеть, но и слышать, чем читать об этом. Ну и, наконец, для любителей экстрима — «Азиатский экстрим», впечатляющий парад японской, китайской и корейской жестокости, достойно венчаемый альманахом «Три экстрима».

И все это — не упоминая отдельных русских программ, посвященных как хитам, так и экспериментам, историческим ретроспективам, и многого другого.

В любом случае, отдаленность от круглых дат фестивалю явно пошла на пользу.

В заключение следует сказать, что «День» обязательно опубликует более подробный отчет о ходе кинофорума.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ