Последняя премьера Киевского независимого Дикого театра «Том на ферме» принадлежит к спектаклям, на которые не советуют приходить людям с неуравновешенной психикой... Идея постановки пьесы «Том на ферме» известного канадского драматурга и сценариста Мишеля Марка Бушара возникла у Павла Арье (украинского драматурга, а с недавних пор и художественного руководителя Львовского академического театра имени Леси Украинки). Пьеса поразила своей глубиной и многослойностью, а также тем, к какому несчастью приводят людей двойные стандарты и неправда.
— Это был «самый дикий» выпуск и самый экстремальный. За неделю был проведен актерский кастинг. Важно, что «Мистецький Арсенал» поддержал нас, — рассказала «Дню» основательница и руководитель Дикого театра Ярослава КРАВЧЕНКО. — В этом проекте много открытий: впервые копродукция Дикого театра с государством, впервые спектакль, который резонирует с ЛГБТ-вопросами, впервые автор пьесы М. Бушар пожаловал в Украину...
Перед входом в адаптированный сценический павильон стоял... закрытый гроб, на котором были разбросаны жвачки с надписью «Love is». Поэтому первое, что приходит в голову, — спектакль о фатальной любви. И действительно, уже с первых минут просмотра становится понятно, что один из главных героев — Том (Роб Фельдман) приехал на похороны очень близкого ему человека. Однако ни о нем, ни о его отношениях с погибшим Гийомом — никто из родных не знает. И в течение всего действа Том находится в нестерпимых физических и психологических муках, потому что никак не может решить — рассказать правду или дальше врать?
Спектакль «Том на ферме» очень толерантно затрагивает вопрос равенства, сексуальности, однополых отношений. Главным месседжем этой психологической драмы становится финальная фраза Тома: «Никогда никому не говори... правду», которая призывает освобождаться от страхов, лжи и социальных стереотипов.
— Спектакль — это поиск: готовы ли мы жить по правде, где грань между насилием и принуждением, где грань между принуждением и теми догмами, которые нам диктует общество, — акцентирует внимание режиссер Павел АРЬЕ. — Надеюсь, что людям хватит ума в любой ситуации оставаться людьми. И понимать, если мы хотим жить в цивилизованном мире, хотим быть Европой, стремимся быть свободными, то свобода должна касаться всех тем и людей...
Основные события спектакля происходят в доме погибшего, где проживает его мать Агата (Татьяна Фролова) со старшим братом Франсисом (Андрей Сидоренко) и на ферме, которую держит семья. Сценическое пространство решено достаточно условно и символично: по центру стол-подиум, построенный из деревянных паллетов и спрессованных тюков соломы, рядом поилка для коров и несколько табуретов, в глубине — немного покосившиеся деревянные двери (художник — Артем Мокренец). Запах соломы и дерева наполняет постановку сельской атмосферой, а объемное помещение «Арсеналу» дает ощущение вневременности действа.
Актеры играют сдержанно, без лишнего педалирования на теме; в некоторых сценах взрываются эмоциями от безумной радости до нестерпимой боли. Особенных оваций заслуживает игра актрисы Львовского театра им. Леси Украинки Татьяны Фроловой. Ее героиня является воплощением бескорыстной и всепонимающей (часто ослепленной) любви всех матерей мира. Чувственный музыкальный ряд к спектаклю создала композитор Лена Ребрик, пластическим решением занимался хореограф Антон Овчинников, продюсерами выступили Ярослава Кравченко и Алексей Ананов. Проект воплощен при поддержке Посольства Канады в Украине, Французского института в Украине, Canada Council for the Arts. Перед премьерой в «Мистецькому Арсеналі» состоялась презентация книги «Том на ферме» с пьесами М. Бушара (перевод на украинский язык — Ростислав Немцев), которая в прошлом году была выпущена в «Издательстве Анетты Антоненко».
Следующие показы спектакля «Том на ферме» состоятся 16 и 17 марта в Киевской Малой опере.