Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ночи с видом на... люстру

О новациях «Киевской пекторали-2016»
8 декабря, 2016 - 10:14
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Советский лозунг времен развитого идиотизма «Экономика должна быть экономной» воплотился в гангстерских платежках за отопление, свет и газ. Болгары смеются над скупостью своих соотечественников из Габрово, которые, читая книгу, выключают свет на момент переворачивания страницы.

Для нас это инструкция по выживанию, как и рекомендация, каким газом обогреваться под одеялом.

В театральном деле экономная экономика демонстрирует сногсшибательный эквилибр с зашитыми непониманием специфики глазами. Идея поднять пенсионный порог для танцоров и духовиков до 55 лет вдохновляет (постановление № 583 от 01.01.2016 г.). И правда, кто сказал, что в таком возрасте нельзя танцевать? Так вот, танцевать можно. Смотреть на это невозможно.

Вести учет рабочего времени актеров сначала предлагалось по фактически проведенным на сцене часам. Сколько времени пошло на фуэте, за столько и платить. Пока согласились вычислять загруженность по фактически проведенному времени в театре.

Откуда берется то, с чем актер приходит на репетицию, как накапливается то, чем наполняет зрителя, и сколько времени нужно ночью под люстрой, чтобы вернуться к себе, платежной ведомости все равно.

Люди искусства очень ранимы. Тем более, когда речь идет об оценке творчества и каких-то признаках признания. Театральная премия «Киевская пектораль» 25 лет подряд радует тех, кто ее получает, как, кстати, и любая другая премия, возбуждает недовольство, подозрения, обвинения тех, кто не разделяет ее выбор.

Кажется, уже отработали механизм формирования экспертной группы. Каждый театр подает список специалистов, которым доверяет, а после подсчета упоминания фамилий те, кто набрал наивысший рейтинг, входят в состав жюри. Конечно, кому-то не все понравились. Кто-то, несмотря на запротоколированную, совершенно открытую математику отбора, заподозрил коварный замысел. Один из экспертов, отмеченная в программке спектакля, отдала ей первые позиции во всех номинациях. В конце концов, оргкомитет премии все привел в порядок. И церемонию, и результаты премии восприняли одобрительно, хотя без обиженных опять не обошлось. Говорят, интеллигентного человека обидеть невозможно. Он защищен уважением к другому мнению и способностью радоваться успеху коллег. Но высокомерием было бы не искать путей снижения тяжелой улыбки недовольства.

Любая премия жива, пока ищет конструкту максимально приближающего к справедливости. Поэтому в этом году театры приняли предложение самим определять до четырех спектаклей производства 2016 года, претендентов на премию. Также самим определить доверенные лица, в число экспертов из специалистов своих театров или заангажировать тех, авторитету мнения которых доверяют. Таким образом, сегодня экспертную группу составляют шесть руководителей городских театров, три руководителя творческих цехов, режиссеры-постановщики, хормейстеры, балетмейстеры, актеры. Среди них: народных артистов Украины — 5 чел., заслуженных деятелей искусств Украины  — 6 чел., заслуженных артистов Украины — 3 чел., профессоров — 6 чел. Два самых авторитетных театральных критика, ветерана жюри «Пекторали»  — С. Васильев и В.   Жежера. Каждый эксперт будет смотреть спектакли в своей категории, будут определять лучшие работы коллег без права голосовать за работу своих театров. Возможно, их выбор скорее будет определять опорные точки нынешней театральной наработки, акцентировать способность театра фиксировать, анализировать и прогнозировать остроту нашей современности. Предыдущие жюри сосредоточивались, скорее, на связи современников, проекции извечных образов, на паутину неврозов нынешнего дня.

В конкурсный список вошло 49 спектаклей киевских государственных театров, в том числе трех национальных.

Сегодня в Киеве театров «негосударственных», «юных», «независимых» уже более 60. Если собрать все спектакли, которые играют в нашем городе, в одну конкурсную программу, в году не хватит дней, чтобы хотя бы квалифицированное большинство из них пересмотреть.

Поэтому для «Срібного острова», «КХАТ», «Театральної котельні», «Мосту», «Дикого театру», «Театру переселенців» и прочих, которые мужественно себя утверждают и рождаются ежедневно, предусмотрена «Специальная премия».

История «Киевской пекторали» не знает больше, чем одно выдающееся событие в этой категории театров, но если вдруг что, то и номинация «Событие года» тоже может помочь отметить достойное. Кроме того, самоорганизация и самоопределение победителей тоже должны послужить последующей популяризации и консолидации этих театров.

Поэтому впереди бессонные ночи от впечатлений, размышлений, переживаний от сыгранного, услышанного, увиденного под месячным, солнечным и экономным в наибольшей мере электрическим светом.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ