В Большом зале НМАУ имени П. Чайковского (в рамках Международного джазового абонемента) состоялся сольный концерт известного норвежского клавишника-импровизатора.
Музыка Бугге Вессельтофта — тональна, но его 5—8-минутные сочинения нельзя назвать легкодоступными, они требуют полного включения в восприятие слушателей, поскольку примыкают к современной «филармонической» музыке.
Напомним, впервые норвежец посетил Украину в прошлом сезоне как участник фестиваля Jazz In Kiev группы поддержки альбома «Северное сияние» американского вибрафониста Майка Мейниери. Тогда гости пытались сосредоточить публику на поисках в духе ECM-стиля, Nature’s Boy Хампердинка и киномузыке Элмера Бернстайна. Нынешним летом Б. Вессельтофт играл с другим составом на площади Рынок во Львове на Alfa Jazz Fest’e в совершенно ином ключе. Неюные музыканты выглядели молодо, демонстрируя придуманный в 1990-х Вессельтофтом Future Jazz — метод смешивания джаза с модной клубной музыкой, известный как «ню джаз» (nu jazz). Играли напористо, объединяя первобытные и современные ритмы, шумы, переплетая акустическое и электронное звучание.
Кстати, Вессельтофт начинал как рок-исполнитель и за тридцать лет работы прошел несколько творческих периодов. В последних сольных альбомах, изданных на собственном лейбле Jazzland Recordings, и все чаще в живых выступлениях, пианист-новатор склоняется к тихому размышлению, лирике, и ему есть, что сказать слушателям...
На этот раз в Киеве, а за день до этого — в Одессе, Б.Вессельтофт играл один. Слава этого артиста-самоучки не придумана и не распиарена. Он большой музыкант, который сам себя создал! Хотя традиционного системного образования Бугге не получил, но многое воспринял из музыкального джазового детства под покровительством отца-гитариста Эрика Вессельтофта. Не последнюю роль в его творчестве играет художественная интуиция, дар во всем чувствовать меру и стиль.
Начался концерт тихой игрой на рояле. Выступать в стенах Академии для Бугге стало своего рода испытанием. Впрочем, владению инструментом норвежского пианиста можно позавидовать. В течение часа музыкант импровизировал, сидя за роялем, а за его спиной ожидало своего момента электронное оборудование. Играл разнообразно, значительная часть композиций имела блюзовую ритмическую основу. Динамика каждой композиции и общий градус концерта развивались по нарастающей. Прозвучали фрагменты альбомов Playing и Songs.
Заключительные полчаса вечера представили Вессельтофта-электронщика. Как известно, первым к консенсусу джаза и новых молодежных стилей — диджеинга и хип-хопа — привел американец Хэрби Хенкок в альбоме Future Shock (1983 год). Бугге стал одним из тех, кто подхватил инициативу мэтра в Европе. В Киеве он «подкладывал» под звучание рояля шумы и биты, применил эмбиентные «космические» образы, «играя» на iPad’e и ноутбуке. А в зрительских рядах стояла завораживающая тишина.
В итоге Бугге пробисировал на рояле версию хита Генри Манчини Moon River, но обещанного организаторами популярного стандарта Take 5 не сыграл. Впрочем, после этого концерта осталось чувство прикосновения к большому и желание взять и послушать его записи.