Этот конкурс, который собирает отечественных музыкантов и зарубежных исполнителей, является одним из наиболее масштабных культурных событий не только Киева, но и всей Украины. Престиж конкурса, существующего вот уже 12 лет, признали такие солидные организации, как Всемирная федерация международных молодежных конкурсов и Европейский союз молодежных музыкальных конкурсов. Его программа традиционно включает произведения композиторов самых разных стилей и эпох.
ПОД ЗВУКИ... ДИНАМИКОВ
Нынешний конкурс отличался не только некоторыми музыкальными новшествами, но и совершенно особым накалом эмоций, которому способствовали политические события, — вернее, их массовые проявления. Многострадальное здание Национальной филармонии, в которой проходили выступления конкурсантов, содрогалось от усиленных динамиками звуков митингов и эстрадных концертов, проходивших на Европейской площади. Организаторы конкурса отметили 10-процентное сокращение количества участников по сравнению с предыдущими годами (соревновались 58 музыкантов из 16 стран; денежные премии: от $500 до $10 тысяч). Следует отметить, что своих лауреатов организаторы Конкурса им. В. Горовица не забывают, и в дальнейшем занимаются творческой судьбой своих подопечных, организовывая их концерты и гастроли, выпускает диски с записями их выступлений.
Жюри конкурса возглавил известный украинский композитор Мирослав Скорик, а в состав судейской команды вошли музыканты из России, Бразилии, Великобритании, Израиля, США и Франции. На третьем туре к числу членов жюри присоединился известный российский пианист Вадим Руденко, весьма любимый киевской публикой. Кроме того, на конкурсных прослушиваниях присутствовали и почетные гости из-за рубежа — руководители различных музыкальных организаций, журналисты. Члены жюри традиционно — именитые и уважаемые в мире музыки персоны. Впрочем, прежде всего — они живые люди, мнение которых весьма субъективно. Да и музыка — не та область искусства, мнение о которой может быть однозначным. Следует отметить, что если относительно лауреатов средней группы (14—19 лет) мнение судей было почти единогласным, то старшая группа (16—35) заставила их подискутировать и, в конце концов, — не присуждать первую премию. Участники из Украины (Александр Поляков) и России (Амара Магда) разделили третье место в старшей группе, а второе занял китайский пианист Лю Юнь Тянь. Лауреатом первой премии в средней группе и обладательницей множества специальных призов стала китаянка Вон Вай Инь. Если в число победителей в средней группе вошли представители разных национальностей (Украина, Россия, Франция, Польша), то в старшей, за исключением пианиста из Китая (впрочем, ученика преподавателя славянского происхождения — Галины Поповой), присутствовали только представители Украины и России. Украинские лауреаты представили не только столицу, но и другие города Украины — Донецк, Харьков.
НОВАЦИИ
Новшеств, введенных в этом году (генеральный директор конкурса Юрий Зильберман назвал их «экспериментальными»), было целых два, и оба они касались именно старшей группы конкурсантов. В третьем туре, кроме привычного исполнения двух концертов для фортепиано с оркестром (один — эпохи венского классицизма, второй — от романтизма до современности), прибавилось выступление участников со струнным квартетом. Исполнение квинтета и первого из двух концертов помогло жюри определиться с претендентами на три главные награды, а окончательное присуждение главных премий состоялось одновременно с закрытием конкурса и представляло некий монолит с торжественным заключительным концертом. Днем раньше в филармонии состоялся концерт уже избранных лауреатов средней группы, а также лауреатов 4, 5 и 6-й премий старшей группы. Таким образом, конкурс из трех туров превратился в конкурс из трех с половиной туров. Это несколько затянуло финальный концерт, проходивший в Национальной опере Украины, во время которого будущие лауреаты представили публике свой второй концерт с оркестром (Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко). Финальный концерт не обошелся без курьезных накладок, которые изрядно повеселили публику в зале. Большая часть «накладок» может быть объяснена специфическим конферансом ведущего, который путал имена выходящих на сцену и отпускал комментарии, не вязавшиеся с происходящим на сцене, да и с солидным имиджем конкурса...
КТО ЗАКОНАДАТЕЛЬ МОДЫ?
Что касается вкусов — о них, вопреки существующей пословице, на Конкурсе им. В. Горовица спорили много и не только члены жюри, но и публика, в основной своей массе не менее компетентная, состоящая из педагогов, родителей и коллег конкурсантов — то есть лиц заинтересованных... Не все неофициальные «лидеры», замеченные публикой еще на первом из трех туров, во время исполнения наиболее показательной программы (Прелюдия и фуга И. С. Баха, соната венского классика, виртуозное произведение и сочинение украинского автора) достигли финала. Иногда мнения слушателей и жюри совпадали, но, как ни странно, о каждом участнике конкурса автору этих строк приходилось слышать противоположные характеристики — притом от одинаково профессионально разбирающихся в этом вопросе лиц. Даже о лауреатах мнения были противоречивые, однако от таких разногласий, видимо, никуда не деться: ведь речь идет о предпочтениях художественных, а отнюдь не о логически обоснованных. Кроме того, конкурсная программа — это солидный «объем» музыки, и не каждый исполнитель может одинаково удачно выступить на всех трех турах.
Тем не менее, удалось выяснить, чем руководствовалось жюри в своих оценках и какими качествами отличаются нынешние победители. Отметив высокий уровень конкурсантов и их творческие перспективы, глава жюри Мирослав Скорик сказал, что «участники конкурса Горовица многогранны в своей одаренности и серьезны в требованиях к себе, то есть не увлекаются чисто технической виртуозностью, а стараются проникнуть в замысел композитора и глубоко осмыслить музыкальный материал». И в самом деле, жюри Конкурса им. Горовица (в отличие от многих других музыкальных состязаний) явно сделало акцент не на техническом совершенстве исполнения, а на комплексе художественных достоинств игры: многие конкурсанты допускали мелкие случайности в тексте произведений — и тем не менее были допущены к продолжению конкурса. Одна из судей, Фанни Уотерман, отметила, что даже участие в первом туре конкурса — это прогресс в исполнительской карьере пианиста, новые впечатления и самосовершенствование, поэтому на этом конкурсе нет побежденных. Впечатления еще одного члена жюри, Марка П. Малковича (США), были еще оптимистичнее: на заключительной пресс-конференции он объявил, что в лице встреченных здесь коллег приобрел братьев и сестер, а в Киеве ему очень понравилось, и мы должны гордиться своей страной. Несколько иначе смотрит на ситуацию генеральный директор конкурса и президент Международного благотворительного фонда конкурса Владимира Горовица Юрий Зильберман. По его мнению, европейские и азиатские пианисты на данный момент заметно опередили представителей некогда легендарной и прославленной советской (ныне уже «постсоветской) фортепианной школы.
— Европейцы идут вперед, восстанавливая и развивая традиции эпохи барокко и классицизма, — рассказывает Ю. Зильберман, — среди позитивных качеств, определяющих их исполнительскую манеру, — гораздо более культурная и проникновенная игра, рациональное и интеллектуальное — в хорошем смысле слова — исполнение, особенно в ансамблевом музицировании, которое очень популярно на западе. Китайские и японские исполнители покоряют слушателей головокружительной виртуозностью, мастерством и стабильностью игры. И лишь немногие из славянских музыкантов, которые сейчас живут и работают за рубежом, являются носителями прогрессивных мировых тенденций и успешно обучают вышеупомянутых европейцев и китайцев. Естественно, каждые 20—30 лет (при смене поколений) меняются и художественные вкусы; но в данном случае именно мы находимся в арьергарде. Музыканты других стран работают над очищением стиля, музыки старых мастеров, стремятся почувствовать вкусы давней эпохи, «замазанные» романтизмом, а до нас доходят лишь отголоски этого интенсивного процесса. Пока мы имеем количественное преимущество: из 1530 музыкальных школ, действующих в Украине, можно отобрать единицы лучших учеников, которые со временем сделают достойную карьеру. Может быть, через несколько лет актуальную информацию принесут к нам те, кто сейчас учится за границей. У нас еще пока сильная школа, все пока хорошо, но культура игры уже не та, и пиетет к российской и украинской школе начинает терять свою основу; средний уровень игры стоит на месте. Всегда бывают исключения, есть прекрасные педагоги, но общая тенденция, увы, такова, что наши дети уже не являются самыми-самыми.
Точку зрения Юрия Зильбермана поддерживает и Дмитрий Гванцеладзе (Франция) — генеральный директор Школы «Ludomusic», который утверждает, что китайские пианисты сейчас по праву лидируют в мире.
— Немножко жалко, что все меньше наших участников, которыми раньше славилась наша школа, — сюда входит и грузинские, и русские, и украинские музыканты. Причина, может быть, в том, что не у всех детей есть возможность участвовать в конкурсах; их надо стимулировать, ведь западной публике нравится славянская манера исполнения. Во Франции до сих пор наиболее часто с огромным успехом выступают славянские пианисты, в том числе молодые. Поэтому мы стараемся как-то помочь возобновить эти традиции.
ЭПИЛОГ
Одним словом, для тех, кому интересна судьба классического искусства вообще и фортепианного исполнительства в частности, кому небезразличен имидж страны, одним из воплощений которого по сей день является великий музыкант Владимир Горовиц, конкурс остается не просто полезным, но и необходимым мероприятием: это подтвердил ажиотаж в зале, который не мог вместить всех желающих услышать молодых пианистов (количество публики увеличивалось с каждым конкурсным прослушиванием). Тем, кто просто любит музыку, он дает возможность бесплатно (за исключением третьего тура) послушать лучшие произведения фортепианного репертуара от 17 века до наших дней. Тем, кто профессионально занимается игрой на фортепиано, интересно сравнить разнообразнейшие программы в исполнении представителей разных национальных пианистических школ; заимствовать наиболее удачные принципы и приемы, сформировать определенный вкус и поддержать славную традицию легендарного пианиста из Украины — Владимира Горовица. Ведь преданные почитатели конкурса между собой так и называют посещение конкурсных мероприятий — «ходить на Горовица»...