Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новаторство и наследие

Киевскому вагнеровскому обществу — 20 лет!
30 июня, 2017 - 13:45
В ЧИСЛО КИЕВСКИХ ВАГНЕРОВСКИХ СТИПЕНДИАТОВ ВОШЛА ВЫДАЮЩАЯСЯ ПЕВИЦА АНЖЕЛИНА ШВАЧКА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Харизматичная фигура Рихарда Вагнера оставила весомый след в разных сферах художественной культуры. Конечно, в первую очередь, это был выдающийся музыкант-новатор, реформатор оперного искусства, дирижер, под влиянием которого сформировалась новая дирижерская школа. Однако не меньшее значение имели его литературные тексты, размышления о мифе как о всеобъемлющем представлении о мире, о мифотворчестве как о художественном задании, над воплощением которого по его следам начали работать немецкие создатели нового романа ХХ века.

Театр обязан Вагнеру целой цепочкой инновационных идей, а фактически зарождением режиссуры как самостоятельной творческой профессии. В сложный для мастера период реализации плана построения Фестшпильхауса — нового по концепции театрального сооружения в баварском городе Байройте, кроме знаменитых и влиятельных людей, на помощь ему пришли обычные меломаны из разных стран. Денег на достройку театра катастрофически не хватало. Поэтому целью первых вагнеровских обществ была финансовая и моральная поддержка намерения композитора поставить в этом фестивальном театре написанное им масштабное произведение, рассчитанное на исполнение в течение четырех вечеров, — тетралогию «Перстень нибелунга».

Известно, что товарищества, созданные по инициативе дружественного круга вагнеровских сторонников, не помогли окончательному решению финансовых проблем. Однако их члены чувствовали себя причастными к большому делу. Уже после смерти художника функция таких общественных объединений определилась более четко. С ростом популярности произведений Вагнера и распространением влияния его идей количество вагнеровских товариществ в мире также постоянно росло.

Кроме просветительских функций, вагнеровские общества западных стран, члены которых регулярно платят взносы, финансово обеспечивают созданный Стипендиальный фонд, который позволяет молодым мастерам посещать бесплатно вагнеровские фестивали. Паломничество в Байройт «на Вагнера» давно стало мечтой всех профессионалов, которые посвящают свою жизнь музыке и театру. Участие в деятельности вагнеровских обществ дает уникальную возможность посетить Байройт, побывать на трех фестивальных спектаклях молодым представителям творческих профессий из разных стран. Ежегодно Байройтский фестиваль принимает 250 таких стипендиатов.

Киевское общество начало свою деятельность в сезоне 1996/97 годов и стало сто шестым таким объединением на карте интернационального вагнеровского движения. За последние двадцать лет эта цифра увеличились. Показательно, что в 2010 г. Вагнеровское общество было создано даже в Израиле, где долгие годы существовал бойкот на исполнение музыки Вагнера как любимого композитора Гитлера.

Импульс для создания Вагнеровского общества в Киеве дала конференция, посвященная 180-летию со дня рождения композитора. Здесь я познакомилась с уроженкой Харькова и жительницей Байройта Мариной Бааг (девичья фамилия Попова Марина Евгеньевна). Она еще в конце Второй мировой войны очутилась в Байройте, здесь вышла замуж, а после смерти мужа стала работать в отделе прессы известного во всем мира Вагнеровского оперного фестиваля. После Петербурга мы встретились с Мариной Бааг в Харькове в доме академика Бориса Веркина, жена которого пианистка Галина Веркина тогда уже побывала на фестивальных спектаклях в Байройте и впоследствии возглавила Харьковское вагнеровское общество. Именно Марина Бааг была вдохновительницей возникновения обоих наших обществ. И помогала нам во все эти годы, вплоть до своей смерти в мае 2017 года. Пристанище нашему обществу дал Дом ученых Национальной Академии наук Украины, которая находится в Киеве по улице Владимирской. Здесь мы и поселились, и с начала 1997 года регулярно встречаемся один раз в месяц, исключая каникулярное летнее время.

Мы проводим заседания двух типов. Один — это просветительские лекции с демонстрациями видеозаписей оперных спектаклей разных театров мира и других музыкальных событий. К проведению таких лекций-бесед активно подключаются молодые музыковеды, которые становятся  номинантами на присуждение вагнеровских стипендий. Специальное заседание в начале каждого сезона в сентябре всегда посвящается отчетам наших стипендиатов о фестивале в Байройте и спектаклям, которые им удалось там увидеть. На сегодняшний день по рекомендации нашего общества получили звания вагнеровских стипендиатов и побывали в Байройте 33 молодых музыканта и представителя театральных профессий. Показательно, что представителям восточноевропейских стран дорогу и пребывание на фестивалях полностью оплачивает немецкая сторона. Среди наших представителей были пятеро композиторов, одна скрипачка, шестеро пианистов, а также вокалисты и музыковеды. Мы гордимся тем, что в состав Киевских вагнеровских стипендиатов вошла выдающаяся певица Анжелина Швачка. А музыковеды Елена Наумова и Ирина Ягодзинская после посещения Байройта стали серьезно заниматься творчеством Р. Вагнера, написали и успешно защитили кандидатские диссертации.

Второй постоянной формой работы нашего общества является концертная практика. Мы посвящаем специальные концертные программы двум знаковым датам, дню рождения Рихарда Вагнера 22 мая и дню его смерти 13 февраля. Еще один концерт проходит в конце декабря под лозунгом следующего Нового года и  праздника Рождества. В этих концертах в разные годы принимали участие известные музыканты: ансамбль солистов «Киевская камерата» во главе с Валерием Матюхиным, певцы Валерий Буймистр, Александр Востряков и ученики его вокального класса, Анжелина Швачка, Тамара Ходакова, Валерия Тулис, пианисты Людмила Марцевич, Татьяна Омельченко, Ольга Ващук, Ирина Рябчун. Вместе с последней приходили юные исполнители, ученики Детской академии искусств.

Интересный концерт состоялся по случаю празднования 10-летия нашей деятельности. Музыка Вагнера звучала в исполнении  ансамбля «Киевская камерата» вместе с произведениями Моцарта и Шостаковича. Были исполнены также произведения украинских композиторов Алексея Войтенко и Виталия Вышинского. Оба они на то время уже побывали в Байройте. Важно, что в наших концертах имеют возможность себя показать и хорошо известные музыканты, и совсем молодые исполнители. Все они охотно откликаются на наши приглашения и выступают абсолютно бесплатно. Назову музыкантов, которые выступали у нас многократно. Это пианистка Елена Щоголева, сопрано Ирина Доценко, бас Евгений Гунько, пианист Павел Лысый, скрипач Орест Смовж. Блестящая пианистка Ирина Рябчун познакомила аудиторию с произведениями греческого композитора Димитриса Капсоменоса, сыграла концерт из всех фортепианных произведений Вагнера. На ее авторском вечере тепло были восприняты аудиторией ее собственные поэзии и музыкальные произведения. А впоследствии она продемонстрировала еще один аспект своего таланта, игру на новом для нас инструменте карильене, исполнительницей и пропагандистом которого стала в последние годы.

Прекрасный концерт, который прошел в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины, был посвящен 20-летию нашей деятельности. Он включал выступления наших стипендиатов Максима Забары, Любви Хахалиной, исполнение произведений Виталия Вышинского, Алексея Ретинского, Максима Шалыгина. В концерте приняли участие также музыканты, которых мы называем нашими друзьями и постоянными участниками концертных программ. В последних, кроме произведений Вагнера, звучит самая разнообразная музыка: как классическая, так и современная. И в лекционных показах мы стремимся охватить широкую панораму деятельности мировых оперных театров. В последние годы ознакомили членов нашего общества с «Дон Карлосом» Верди, поставленным на Зальцбургском фестивале в 2013 году, с оперой-балетом «Вий» Виталия Губаренко, в тот же год воплощенным на сцене Одесского оперного театра, с новыми интерпретациями на баварской сцене опер Н. Мусоргского. А  музыкальный критик, кандидат искусствоведения, а также наш стипендиат Анна Ставиченко подала в своем выступлении обзор событий разных оперных фестивалей 2016 года. Ждем путешествия в Байройт и интересных рассказов о полученных впечатлениях наших новых стипендиатов. Это певец Александр Драгомощенко, ныне артист хора Национальной оперы Украины, и студент музыкальной академии, будущий симфонический дирижер Рафаэль Эдеш.

Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО, председатель Киевского вагнеровского общества
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ