Министр культуры социалистической Румынии пани Елена Чаушеску считала среднее образование вполне достаточным для театральной братии. В чем-то была права — ибо для гениальных артистов и такое бывает лишним. Если к этому добавить общую для министра и ее мужа — Президента — то ли ревность, то ли высокомерие по отношению к культурной столице Румынии — древнему центру Молдовского царства Яссам, то нынешнюю театральную ситуацию в городе можно считать расцветающей кризису вопреки. Национальный драматический театр в ремонтирующемся основном здании сохранил малую сцену, рядом соорудили «черный куб» — название точно передает внешний облик. Это вполне комфортные и хорошо технически оснащенные сцена и зрительный зал на 400 мест. Внутреннюю конструкцию можно легко демонтировать для летнего театра с большей вместительностью.
В другом старинном здании творят кукольный театр для детей и юношества. А вот за Дворец творчества «Атенеум» уже началась битва искусств. Об этом возвестил духовой оркестр юных музыкантов на ступеньках перед дворцом, а театральное действо предъявили студенты актерского факультета Академии искусств George Enescu со своим педагогом и режиссером Ионом Сапдару во главе. Их «Холстомер» получился изобретательным, задорным и очень мирным. Казалось, после незабываемого спектакля Г. Товстоногова с гениальной игрой Е. Лебедева за этот материал браться опасно. Однако зрители, и свободные от этого сравнения, и находившиеся под его обаянием, за новой и самостоятельной историей признали абсолютную сценическую победу. Изначально все молодые артисты — «жеребцы» и «кобылки», яростно отбивающие огненные ритмы «копытами», призывно размахивающие разноцветными «хвостами», гарцующие друг перед другом в подчеркивающих достоинства молодых тел ковбойских костюмах. В центре сцены прикорнувший прямо на яслях старик — Холстомер. Его великолепно играет известный киевским зрителям по главной роли в спектакле «Свахи» А. Цагарели Ясского национального театра им. В. Александри Константин Пускасу. Этот спектакль покорил зрителей VIII Международного фестиваля искусств «Київ травневий» в 2006 году и имел самые восторженные отзывы в прессе.
Возмущенные храпом «дедушки», юнцы от шуток и издевок почти доходят до физической расправы над ним. Ситуация, к сожалению, горько узнаваема и у нас, и в Румынии. И только история жизни Холстомера, рассказанная им во сне и в этом же сне пережитая юным поколением, конфликт отцов и детей переводит в труд взаимопонимания, радость обретения общности моральных приоритетов, возвышает пафосом духовного единения. Слово «пафос», как и у нас, в молодежной румынской среде — что-то вроде ругательства. Ложный пафос политиканов во всем мире угрожает чистоте природы человеческих чувств. И в этот момент, когда «зеленые» артисты искренне, естественно, бесхитростно становятся на ее защиту, возникает светящаяся точка спайки людей в прочный мост человечности человечества.
Для внешнего перевоплощения юным артистам достаточно генеральской шапки, кружевного зонтика, приподнятого воротника шинели. Внутренне кому-то это уже почти удается, хотя впереди еще годы обучения. Константин Пускасу, наоборот, внешне меняется мало, оставаясь пожившим и уставшим физически Холстомером, зато биение сердца артиста, блеск глаз, обертоны голоса являют юность, страсть, зрелость, служение и преданность до самоотдачи, с той же внятной яркостью, что и умелые танцы, призывная пластика и озорство как способ сценического существования начинающих коллег. Ион Сапраду, в свое время закончивший ГИТИС и высшие режиссерские курсы в Москве, много ставящий в театрах Румынии и за границей, демонстрирует не только абсолютное владение профессией и знание современного театрального процесса, создавая в не слишком театральном зале при заметно скудном бюджете чудо живого театра, но и (что особенно важно) демонстрирует силу демократичного творческого диалога на высоких интеллектуальных и моральных тональностях.
В «Атенеуме» руководителем назначается победивший в городском конкурсе на эту должность. Предыдущие четыре года им была французский режиссер и продюсер, пытавшаяся привлечь молодежь постановками, в которых неизменным приемом была демонстрация наготы. Молодежь не заходила, и даже старики не потянулись. А на премьере «Холстомера» плакали и смеялись те и другие — открыто, без стеснения.
Соревновательность, заинтересованность в преобразовании городской жизни имеют в Яссах многообразное выражение. Здешний мэр задумал природный каскад озер преобразовать в технологически сверхсовременный водный центр европейского масштаба. На земле вокруг него смогут поселиться и построиться по льготным ценам 100 семей молодых людей, набравших своими делами во славу города максимальное количество очков. Излагать подробности этой программы стоит в отдельной статье, но деятельность одного из претендентов на победу в нем кое-что проясняет.
Ади Афтени основал и проводит в этом году III Международный фестиваль комедии, на который приглашен многократный международный и киевский лауреат «Парнас дыбом» — спектакль Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я». Он поет и продюсирует в великолепном аматорском хоре, давшем 30 концертов в городах Нидерландов в 2008 году. Его постановка по пьесе «Бурная ночь» классика румынской литературы Йона Луки Караджале остается в числе достойных экспериментов современного театра. Текст в нем проживается, играется, визуализируется без слов сдвоенным составом участников — на аван- и в теневом театре на арьерсцене.
Старый студенческий город Яссы искрится, светится, манит энергией молодости и вечного ученичества. Извечная мудрость жизни не стареет. Века, поколения, сменяя друг друга, постоянно присутствуют здесь — в долине вечного города на семи холмах.