Форум «Познанская музыкальная весна» уже в сорок шестой раз состоялся на Западе Польши. Это один из самых старых польских фестивалей современной музыки (проводится с 1961 г.). На пять лет «младше» легендарной «Варшавской осени» и по статусу фактически не уступает столичному фесту. Концепция форума направлена на новейшие тенденции в современной музыке Польши и мира, в то же время качество представленной музыки, как и уровень ее исполнения, должны быть достаточно высокими. Поэтому сам факт выступления киевского ансамбля Sed Contra Ensemble на этом фестивале — весомый плюс к их реноме.
«Мы наблюдаем рождение новой звезды на современной классической сцене в этой стране» — так написали на своей странице в Facebook редакторы польского музыкального журнала «Glissando» после выступления украинского коллектива Sed Contra Ensemble. До сих пор польские критики знали всего лишь один ансамбль из нашей страны, который специализируется на исполнении современной музыки, это Ensemble Nostri Temporis. Теперь открыли для себя еще одно интересное явление.
Это не первое выступление Sed Contra Ensemble в Познани. В прошлом году музыканты представили совместный проект E-Phasis с этнопевицей и лирницей Наталией Сербиной на фестивале «Украинская весна». После него и поступило предложение от директора «Познанской музыкальной весны». По словам Андрея Мерхеля, артистического директора ансамбля, было предложено, чтобы прозвучали произведения Галины Уствольской и Сальваторе Шаррино. Кроме того, особенно интересовали молодые украинские композиторы. А для Sed Contra Ensemble принципиально было впервые на фестивале исполнить произведение Les Ruines Circulaires (написанное в 2006 г.) известного французского спектралиста Тристана Мюрайя к 70-летию композитора. Таким образом, «компанию» ему составила финская композитор Кайя Саарияхо, чей Cendres оказался стилистически близким к произведению Мюрайя. Программу выстроили так, чтобы был баланс: с одной стороны, между украинскими, польскими композиторами, авторитетами мирового авангарда, а с другой — между «классикой» и премьерами. Специально для ансамбля, по сути, к этому концерту писала свое произведение познанская композитор Моника Кендзера.
Шестеро музыкантов — Сергей Вилка (флейта), Дмитрий Пашинский (кларнет), Тихон Шуляк (туба), Виталий Кияница (фортепиано), Андрей Павлов (скрипка), Виктор Рекало (виолончель) — за вечер выходили на сцену в разных составах и конфигурациях. И только раз — в полном составе: на произведении Weiss/Weisslich 4 для фортепиано и камерного ансамбля австрийца Петера Аблингера. Это хеппенинг в духе Джона Кейджа. Музыканты изображают словно пародию на ансамбль: инструменталисты берут единичные, будто «случайные» звуки, тогда как пианист методично в медленном темпе играет до-мажорную гамму в восходящем движении... на всю клавиатуру инструмента...
Главную интригу вечера составляли произведения двух украинских композиторов. Премьерный Dark Quartet Виталия Кияницы выдержан в темных тонах (автор словно удваивает звучание в низком регистре — кроме тубы, использует еще и бас-кларнет). Интересно, что именно здесь фортепианная партия в исполнении автора стала проявлением той экспрессии, которой не хватило в произведении Уствольской.
Достойным завершением концерта стала компактная композиция GZI киевлянина Алексея Войтенко. Это — вторая редакция созданного им восемь лет тому назад септета, превращенного в квинтет. Произведение эффектно, искусно выстроено по драматургии и форме, без фактурных и любой другой избыточности, в определенном смысле, «классическое». Странно, но в партии бас-кларнета слушатель улавливает непрямую цитату мотива из вступления Третьей симфонии классика новой украинской музыки Бориса Лятошинского. Уловили ли цитату польские слушатели? Как знать. Но принимали тепло.