Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Новое звучание забытого наследия

В этом году 50-летний юбилей отмечает Киевская академическая мужская хоровая капелла им. Леонтия Ревуцкого
21 марта, 2019 - 10:41
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Об истории творческого коллектива и его достижениях рассказывает генеральный директор капеллы Александр КРУКОВСКИЙ:

— Истоки нашего коллектива уходят в 1969 год. Решение о его создании  было принято на заседании президиума музыкально хорового общества УССР. Первый концерт коллектива состоялся в конце 1970-го под руководством главного дирижера Семена Дорогого. Потом начались активные гастроли по Украине: наши артисты побывали во всех областях, выступая не только во дворцах культуры, но и в сельских клубах и даже под открытым небом! И везде капеллу встречали бурными аплодисментами. Через четыре года коллективу было присвоено имя Леонтия Ревуцкого — выдающегося классика украинской музыки. Со временем Семена Васильевича в кресле руководителя сменил Евгений Савчук, который сегодня возглавляет Национальную академическую капеллу «Думка». Хочу вспомнить добрым словом и Зиновия-Богдана Анткива, который руководил нашим коллективом четверть века! Богдан Богданович одним из первых обратился к украинской духовной музыке, литургиям Кирилла Стеценко, Александра Кошица, Николая Леонтовича и других корифеев. Впервые открыто прозвучали и стрелецкие и повстанческие песни, которые раньше даже вспоминать было запрещено. Именно по инициативе Анткива в репертуар вошли — мировая классика, украинский фольклор и духовное наследие. Благодаря его подвижническому труду репертуар  капеллы постоянно обновлялся — разыскивались, исполнялись и записывались забытые страницы украинской хоровой музыки. В частности, колядки, щедривки, старинные кантаты и даже распевы Киево-Печерской лавры. А также произведения Дмитрия Бортнянского, М. Березовского, А. Веделя, Николая Лысенко и Кирилла Стеценко.

После смерти Богдана Богдановича капеллу возглавлял Юрий Курач, который до этого, начиная с 1984 года, занимал должность  дирижера. Благодаря усилиям и энергии Юрия Владимировича было записано почти 30 компакт-дисков, в которых собрано большое художественное наследие капеллы. Наш коллектив является лауреатом I премии на Международном фестивале духовной музыки «Хайнувка-2010» в г. Белостоке (Польша).

— Сколько сейчас работает мастеров в кареле имени Л. Ревуцкого?

— Около 40 высокопрофессиональных музыкантов. В репертуаре хора, кроме украинской музыки, есть произведения славянской и зарубежной церковной и классической хоровой музыки как а capella, так и в сопровождении. Среди них «Реквием» Л. Керубини, опера-оратория И. Стравинского «Царь Эдип», 13-я симфония Д. Шостаковича и многое другое. Мощное мужское пение разбавляютт прекрасные солистки — Валентина Иваненко и Виктория Заболоцкая. Одним из старожилов коллектива является помощник главного дирижера Виктор Грицишин, который в совершенстве владеет знанием специфики мужского хора, принципами его звучания, в совершенстве владеет профессией аранжировщика. В творческом багаже Виктора Николаевича много ярких разнообразных произведений для мужского хора от канонических церковных богослужений, украинских народных песен до современных («Queen», «Scorpions» и др.). Произведения в обработках Грицишина в исполнении капеллы им. Л.Ревуцкого звучали в концертных залах многих городов Великобритании, Украины, Франции, Бельгии, Италии, Люксембургу и др.

— Расскажите о своих новых программах и проектах?

— Репертуар постоянно обновляется и расширяется. Используем новые формы выражения. Например, в программе «Рождена свободной», которая была создана при поддержке Департамента культуры КГГА и презентована в прошлом году большую роль занимает видеоряд, сопровождавший песню. Мы привлекли Театр теней «Данко» (что при Открытом международном университете развития человека «Украина») добавили литературную составляющую, а также использовали письма бойцов из АТО, рисунки детей, которые они отправляли на фронт.

Недавно музыкально-литературную композицию «Рождена свободной» посвятили пятилетию Революции Достоинства, которую показали в зале КГГА. Концертн состоял из нескольких разделов: песни казацких эпохи, борьба за независимость, бурные времена ХХ века, когда появилась Украинская Народная Республика, которую большевистская Россия утопила в крови нашего народа... не забыли и сегодняшнюю войну на Востоке. Например, «У туркені по тім боці» посвященная морскому походу атамана Гамалии в Стамбул для освобождения украинских пленников, а «Ой, чого ти почорніло, зеленеє жито» отражает дванадцятиденну битву Войска Запорожского с армией Речи Посполитой, состоявшейся под Берестечком и трагически окончившейся для Украины. Неможно было слушать без слез «Батуринскую колыбельную», которую написал Тарас Комапченко, посвятив ее жителям Батурина, которых россияне вырезали по приказу царя.

Мы все время находимся в поиске. Так, одним из экспериментов, который имел очень широкую огласку и успех, был проект «Музыкальная прогулка по Андреевскому спуску» (об этом писал «День» в №№173—174 за 28 сентября 2017 г.). Певцы проводили экскурсию по самой романтичной улице Киева, останавливаясь на десяти локациях и, после короткой исторической справки о месте остановки  исполняли произведения, которые связаны с этим местом. Нашими остановками была лестница у Десятинной церкви, Андреевская церковь, дом Ричарда и памятник Т.Шевченко работы Кавалеридзе. Вышел очень интересный проект.

Прошлым летом мы организовали и провели фестиваль «From-to». Чрезвычайно интересный формат, а участники смогли проявить себя  в необычном амплуа и отойти от штампов. Классические коллективы исполняли нестандартную для себя музыку — рок, поп, джаз, и наоборот: рок-, поп-коллективы исполняли музыку классического репертуара в своем виденье. На этом фестивале капелла впервые исполняла произведения из репертуаров групп «Скорпионс» «Квин», «Омега», «Статус-кво» под сопровождение рок-бенда.

Два года назад на базе Мужской капеллы им. Ревуцкого был созданный квартет «Импрессио». В программах квартета также принимает участие солистка капеллы Анна Зарецкая (сопрано). Этот коллектив исполняет вокальные произведения в популярном в мире стиле classical crossover, сочетающем в себе классическую музыку с разными современными направлениями, и выступает как на больших сценах, так и на небольших площадках. Квартет принимает участие в спектакле Киевского театра «Колесо» — «Мы, Майдан», получившем награду «Киевской пекторали». Сейчас «Импрессио» имеет в своем творческом багаже три сольных программы.

— Расскажите о своих о гастрольных маршрутах?

— В октябре прошлого года принимали участие в фестивале «Покрова на Хортице» (Запорожье), квартет «Импрессио» выступал на форуме «Украинская Бессарабия» (Белгород-Днестровский). В начале года ездили в Ивано-Франковск на фест «Коляда на Майзлях», где выступали вместе с певицей Ниной Матвиенко Это я назвал несколько городов, а вообще мы много ездим по Украине с очень разнообразными программами.

Капелла омолаживается. У нас в коллективе появилось много молодых и талантливых исполнителей, которые прошли конкурсный отбор, и певцы имеют высшее музыкальное образование.

— По инициативе и при содействии профессора НМАУ Элеоноры Виноградовой был создан Хор мальчиков и юношей. Сколько детей в этом хоре, какие произведения исполняют?

— При капелле работает Хор мальчиков и юношей, которым неизменно, уже 30 лет, руководит Аида Зайцева. Сейчас готовится праздничная программа, к которой планируют привлечь и «ветеранов», которые когда-то выступали в коллективе. Сейчас хор насчитывает около 70 участников в разных возрастных группах. Совсем маленькие с 6 лет, ну и старшая группа — до 25 лет. Ребята имеют сложный и интересный репертуар. А еще они принимают активное участие в концертных программах капеллы. Напомню, Хор мальчиков и юношей получил звание Лауреата Международных фестивалей искусств в Венгрии, Великобритании, США, Германии, Испании, Италии, Республике Беларусь, Польше, России и других.

В прошлом году хор мальчиков и юношей занял первое место на фестивали «Хайнувка-2018» (Польша) и первое место на «Щедрик Фесте» (Украина).

— В названии капеллы есть слово «Муниципальная». Означает ли это, что возглавляемый вами коллектив содержится за счет столичного бюджета?

— Да, львиная доля на содержание коллектива финансируется из бюджета города.

— Расскажите, как начался ваш творческий путь?

— Я окончил Музыкальную школу имени Лысенко и был в первом наборе дирижерско-хорового факультета, потом была Киевская консерватория. Ее окончил как дирижер хора. Работал в разных филармониях, гастролировал. Потом много лет работал музыкальным руководителем и директором-распорядителем Киевского театра «Колесо». Осуществил музыкальную часть поставки в 16-ти спектаклях. Работал как композитор. В 2016 году прошел конкурсный отбор и стал генеральным директором капеллы имени Ревуцкого.

Сергей ЗЯТЬЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ