Две девушки все же безнадежно жмутся друг к другу, убеждая себя потерпеть. Одной это удается несколько лучше — она, служанка Бекки (Ольга Олексий), так и живет в голоде и холоде всю жизнь. А вот второй — Саре (Светлана Мельская) — уж и вовсе нестерпимо. Ведь еще вчера у нее было почти все, о чем только может мечтать маленькая английская леди — большой колониальный дом, слуги, любые игрушки и игры, маленький пони. Но главное, — еще вчера у нее была семья: родители, которые любили друг друга и крепко-крепко любили ее — Сару Кру. Мама была красавицей, умной и доброй. И учила дочь всегда оставаться сострадательной к людям, которым живется хуже, чем тебе. А папа — капитан Кру (Виктор Кошель) — воплощал силу, отвагу и ум.
А потом пришло первое горе — умерла мама. И мир для Сары перестал быть таким светлым и радостным, каким был прежде. Но любовь отца и его вера в лучшее научили девочку быть более стойкой и терпеливой перед лицом житейских горестей и невзгод. И они же дали ей надежду на лучшее «завтра», которое непременно настанет, если только ты будешь его достоин.
И снова удар судьбы — теперь Сара потеряла отца, оказалась без средств к существованию, да еще в чужом доме, за который к тому же надо платить. Ведь это не просто пристанище, а школа жадной и сварливой мисс Минчин (Светлана Автухова) и ее сестры Амелии ( Наталья Кудрявцева). И нет у них, в одночасье превративших ее из принцессы в посудомойку, для Сары Кру ни жалости, ни сострадания. Но именно сочувствие, доброта и милосердие самой Сары, способной, как учила мама, отдать ближнему свою последнюю монету — заветный шестипенс — потому что у тебя есть хотя бы крыша над головой, в то время как вы одинаково голодны, подарили ей истинных друзей — служанку Бекки и крысу Мельхиседека (Владимир Самойлюк), и убедили Дональда ( Иван Марченко), что лучшей девушки ему не сыскать.
Сара Кру конечно же найдет свое счастье, поскольку достойна его. Так решила автор повести «Маленькая принцесса» американская писательница английского происхождения Фрэнсис Бернетт, подарившая в конце 19 — начале 20 века всему читающему миру замечательные поучительные и трогательные истории о Дикой, Маленьком лорде Фаунтлерое и Маленькой подвижнице. В этих историях, с истинным уважением к детскому уму и восприимчивости ко всему доброму и справедливому, говорится о трудной дороге к счастью, которое никогда не является само, но которое нужно долго и упорно завоевывать, оставаясь при этом чутким к чужой беде, порядочным и честным.
А теперь одну из историй Фрэнсис Бернетт — историю «Маленькой принцессы» Сары Кру подарил зрителям Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки.
Спектакль, как и инсценировка Виктора Ольшанского, сохраняет структуру литературного первоисточника. Он нетороплив и подробен в сюжете, а потому заставляет детскую аудиторию быть внимательной и вдумчивой. Но именно по этой же причине можно быть уверенным, что история Сары Кру в изложении Театра русской драмы будет одновременно интересной и взрослой части зрительного зала. И еще: хоть жанр постановки и определен ее создателями как сказка, но, на наш взгляд, и повесть Фрэнсис Бернетт, и ее литературная трансформация несомненно больше тяготеют к жанру поучительной истории, столь характерной для английской литературы. Ее вершиной стали романы Ч. Диккенса, а кто определит точно, для читателей какого возраста они написаны?! Ведь весь комплекс раздумий о моральной сути человека, о вечных ценностях и нашей борьбе за них по существу пребывает с каждым от рождения до глубокой старости. И все это есть в «Маленькой принцессе» Театра им. Леси Украинки.
Но сказка не бывает сказкой без ярких красок, без мерцания звездного неба, без превращений персонажей, без оживающих вещей. Это есть в повести. И это же есть в сценографии Алексея Вакарчука. Как и большинство других спектаклей театра, «Маленькая принцесса» получила добротно оформленную сцену, а ее персонажи — точные характерные костюмы ( художник — Валентина Плавун). При этом маловыразительным оказался музыкальный ряд спектакля (композитор — Михаил Чембержи), а потому он остался лишь фоном к действию.
Безусловно, большую часть своих усилий режиссер спектакля Герман Царев отдал работе с актерами. Потому весь актерский состав (и опытные С.Автухова, Н.Кудрявцева, В.Кошель, и набирающие этот опыт С.Мельская, О.Олексий, И.Марченко) «держит» верные тон и интонации, а главное спектакль идет в хорошем и ровном ритме.
Менее удачной выглядит действенная линия спектакля, без особо ярких мизансцен и не всегда точно найденного пластического рисунка персонажей. И в этом смысле предпочтительным выглядит исполнение роли крысы Мельхиседека Владимиром Самойлюком. Его Мельхиседек убедителен внешне и значителен по месту в общем действии спектакля.
Не хотелось бы разочаровывать женскую часть зрительской аудитории, как маленькую, так и взрослую, но в спектакле не очень много любви. В целом он не об этом. И все же линия «Сара — Дональд» прочерчена здесь эмоционально заразительно. Ну уж во всяком случае, героиня С.Мельской любит героя И.Марченко. А нехватку пылкости чувств у Дональда попытаемся объяснить... ну хотя бы мужской сдержанностью. Хотя в сказках, где герой ради любимой и в огонь готов прыгнуть, а она — и в коровье ухо влезть, все же влюбленные менее скрывают свои чувства, чем мы это видим в «Маленькой принцессе». Ну что вам жалко, господин режиссер, пусть девочки и их мамы поплачут от умиления на спектакле!
Зато уж точно облик мисс Минчин в исполнении С.Автуховой большинство зрителей найдет на кого примерить из тех, с кем сталкивает жизнь. Ее хозяйка школы выразительна донельзя, иногда даже с легким перебором. Накалу злости, злобности и алчности героини С.Автуховой почти нет предела. И рядом с ней удивительно «в пару» работает Н.Кудрявцева, играя Амелию то точной копией сестры, то неожиданно доброй и умно-хитроватой.
Вот такой получился подарок Театра своему зрителю к Новому году. Видно, что готовился он тщательно и серьезно, а потому дарить его не стыдно и приятно. Да и, наверное, зритель останется подарком доволен.