С 25 апреля по 1 мая текущего года в Киеве пройдет I Украинский международный фестиваль неигрового кино «Контакт». Соучредителями «Контакта» выступили Министерство культуры и искусств Украины, Национальный союз кинематографистов Украины, телеканал «1+1» и Фонд неигрового кино им. Ларисы Роднянской. Свое название фестиваль получил не случайно — как сообщил на первой пресс-конференции «Контакта» директор МКФ «Молодость» Андрей Халпахчи, в свое время его создание инициировала Лариса Зиновьевна Роднянская (1938-2004), основавшая и долгие годы руководившая одноименной студией документальных фильмов. Таким образом, фестиваль станет данью памяти Ларисе Зиновьевне.
Среди прочих причин, побудивших к созданию нового фестиваля, председатель совета директоров телеканала «1+1», продюсер и режиссер-документалист Александр Роднянский отметил желание, «чтобы украинское неигровое кино продолжало существовать и находило для себя новые возможности в новые времена», когда уже нет такого финансирования, какое было в советские времена, но появился рынок и появились новые игроки на рынке (коммерческие телеканалы, независимые продюсеры, независимые студии). Одна из главных задач будущего фестиваля, по словам Александра Роднянского, — создание определенной интеллектуальной среды, в которой бы происходил обмен идеями, мыслями и таким образом украинский кинематограф интегрировался бы «в значительно более широкие контексты». О важности создания соответствующей среды сказал на пресс-конференции и секретарь Национального союза кинематографистов, известный кинокритик Сергей Трымбач. По его словам, если раньше такой средой были киностудии, то сегодня они преимущественно превратились в кинофабрики, к тому же маломощные, а «фабричный дух выветривает собственно студийный дух», и поэтому кинофестивали — «это действительно средство спасения кинокультуры», и «не просто спасения, а ее создания, возрождения». Идею проведения фестиваля, который позволил бы найти новых партнеров, «увидеть концепции развития современного неигрового кино», считает актуальной и заместитель министра культуры и искусств Украины Тимофей Кохан, пообещавший поддержку со стороны министерства.
Предпосылки для создания в Украине фестиваля неигрового кино, по мнению членов оргкомитета «Контакта», есть. Во- первых, как отметил Андрей Халпахчи, несмотря на все проблемы в экономике, в Украине документальный кинематограф существует — и как общественное, и как кинематографическое явление. Во многом — благодаря телевидению, которое сегодня является «не только экраном, демонстрирующим документальное кино», но и продуцирует его. Во многом — благодаря независимым студиям, определенное число которых (в частности, та же студия «Контакт») очень плодотворно работали и работают. В ходе пресс-конференции были высказаны сомнения, а можно ли считать неигровым кино в классическом смысле документальные фильмы, созданные для телевидения и снятые не на кинопленку. Однако, как отметил генеральный продюсер «1+1» Владимир Оселедчик, технические носители во всем мире уже настолько «перестали определять жанр, что говорить об этом как о критерии отбора действительно не стоит». По его словам, и производство неигрового кино телеканалами и для телеканалов — это тоже общемировой процесс, и «это никоим образом не влияет на качество» неигрового кино.
Еще одна предпосылка для проведения фестиваля — тот факт, что во всем мире документальное кино пользуется все большей популярностью. Как отметил Андрей Халпахчи, «сегодня игровое кино даже пользуется популярностью документального кино, включая в последние годы и в Берлине, и в Каннах, и в Венеции полнометражные документальные (кстати, еще и анимационные) фильмы в общий конкурс». И последний пример — победа на Каннском кинофестивале Майкла Мура, документальная картина которого «9/11 по Фаренгейту» собрала в мировом прокате 220 миллионов долларов. Это, по мнению Андрея Халпахчи, «сигнал, что сегодня документальный, неигровой кинематограф в чем-то, в своих идеях, в своей форме опережает кинематограф игровой». Кстати, оргкомитет фестиваля намерен воспользоваться сложившейся на кинорынке конъюнктурой и попытаться акцентировать внимание наших дистрибьюторов и владельцев кинотеатров на том, что сегодня следует предоставить возможность неигровому кино выйти не только на телеэкраны, но и на экраны кинотеатров. На вопрос корреспондента «Дня» о готовности, вдохновившись успехом фильма Майкла Мура, продюсировать неигровой фильм, нацеленный на кинопрокат, Александр Роднянский ответил, что наибольшей проблемой в современном украинском кинематографе считает не «недостаток средств, не отсутствие киностудий, а недостаток идей». «Если есть интересная документальная идея, то будем счастливы ее поддержать».
А со всем разнообразием уже воплощенных документальных идей, представленных на фестивале «Контакт», можно будет ознакомиться через три месяца. Несмотря на сравнительно небольшой срок для подготовки фестиваля, члены оргкомитета считают, что это — «реальные сроки». Тем более, что участникам фестиваля есть за что побороться. Как предусматривает предварительный регламент фестиваля, обладатель Гран-при им. Ларисы Роднянской за лучший конкурсный фильм в Международном конкурсе получит 5000 долларов США, приз за лучший фильм в каждой категории составит 3000 долларов. Такие же суммы фигурируют и среди призов Национального конкурса фестиваля.