Для тех, кто в этом году организовывал знаковые культурные проекты, начало июня ознаменовалось погодными сюрпризами. Неделе сырых дождливых дней предшествовал обрушившийся на город невиданный ураган, который свирепствовал недолго, но наделал немало бед. В том числе были сорваны сроки открытия II Международного фестиваля искусств в Одесской опере, предполагавшего исполнение на открытом воздухе, на площади перед зданием театра, сценической кантаты Карла Орфа «Кармина бурана». Но одесситы — не такой народ, чтобы смириться c натиском стихии. Руководители города и сам губернатор Эдуард Матвийчук пообещали попридержать дождь, чтобы, хоть и не в первый день, «Кармина бурана» все же прозвучала так, как было запланировано.
КЛАССИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
На площади перед театром происходило красочное танцевальное действо с участием балетной труппы театра (балетмейстер-постановщик Юрий Васюченко). Фоном для него служил большой экран, на котором сменяли друг друга тщательно подобранные в соответствии с содержанием номеров кантаты архитектурные детали и картины известных художников эпохи Ренессанса (режиссер-постановщик и автор видеоряда Валерий Раку). Замечательно прозвучали сольные номера в исполнении Надежды Сычук, Владислава Горая и Александра Стрюка. И, конечно же, главная нагрузка пала на музыкальные коллективы театра — хор, прекрасно подготовленный главным хормейстером Леонидом Бутенко, симфонический оркестр. А организовал и собрал все целое в мощный звуковой поток, наполнил динамикой, подчеркнул выразительные контрасты зажигательной энергии, пружинистых ритмов и просветленной прозрачной лирики стоявший за пультом дирижер-постановщик, он же главный дирижер Одесской оперы Александру Самоилэ. Задачи, которые ему на этот раз приходилось решать, усложнялись необычностью акустических условий, расположением двух групп хора справа и слева от оркестра, большим расстоянием между оркестром и самой сценической площадкой.
Александру Самоилэ я смело могу назвать главным героем всего фестиваля. И дело не только в том, что он самым активным образом участвовал в разработке его концепции. Сама эта концепция свидетельствует о продуманной программе его действий как руководителя театра, коллектива, который имел богатую историю, но, как виделось со стороны, в последние годы растерял многое из того, чем некогда славился. Я помню этот театр на взлете конца 1970 — начала 1980-х годов. Каждая премьера вызывала тогда широкий общественный резонанс, обсуждалась в республиканской и всесоюзной прессе. Любителям оперы и балета предлагались новые названия, афиша не дублировала репертуар других украинских театров. Многое из того, что тогда ставилось и звучало, можно было увидеть и услышать только в Одессе. А потом начался длительный ремонт, всегда ставящий труппу и руководство в сложные экстремальные условия. После ремонта — чехарда с кадровыми назначениями, эксперименты в этой сфере, лихорадившие коллектив и отвлекавшие от художественных задач. И вот, наконец, все стало на свои места. Взялась за дело новый энергичный директор Н. Бабич, одесситка, отлично знающая местные условия, имеющая большой опыт административной работы, а главное — любящая свой город и театр, в который, чувствуется по всему, пришла надолго.
Я уже говорила о прекрасной форме, в которой находится хор театра, и это заслуга его бессменного многолетнего руководителя, эрудированного музыканта и строгого наставника Леонида Бутенко. Оркестр и хор — это основные факторы, обеспечивающие стабильность и качественный уровень деятельности такого сложного организма, каким является оперный театр. Только на такой прочной базе можно решаться на модернизацию сценической стороны и внедрять современные принципы постановочных решений. Это подтвердили такие фестивальные спектакли, как премьера двух знаменитых балетов Игоря Стравинского «Жар-птица» и «Весна священная», а также одесская версия оперы Дж. Пуччини «Турандот». И в одном и в другом случае успех не был бы достигнут, если бы за пультом не стоял музыкант высокой культуры и большого практического опыта, человек, чувствующий природу театра, обладающий сильной дирижерской волей Александру Самоилэ.
МЕСТНЫЙ ПАТРИОТИЗМ И ЗАЕЗЖИЕ ЗВЕЗДЫ
Балеты Игоря Стравинского, в свое время вызвавшие небывалый шум в Париже, сегодня стали классикой современного балетного театра. За сто лет, которые прошли со дня скандальной парижской премьеры «Весны священной», к этой партитуре обращаются хореографы всего мира, создавая все новые ее сценические версии, по-своему излагая сюжет, придумывая затейливые движения, позы, танцевальный рисунок, используя лексику как классического, так и модерного танца. Каждая такая постановка является проверкой на прочность и оркестра, и всей балетной труппы театра. Одесский балет эту проверку с честью выдержал. Хорошо известный балетмейстер-постановщик Григорий Ковтун предложил исполнителям очень непростой хореографический текст, в «Жар-птице» больше опирающийся на классику, в «Весне священной» использующий широкий диапазон сложных движений, сознательно отступающих от классических канонов. Яркой зрелищности и красочности этого балетного вечера способствовали декорации Станислава Зайцева, а также костюмы Елены Лесниковой и Златы Цирценс. Хорошую форму балетной труппы подтвердил включенный в фестивальную программу балет «Дон Кихот» Минкуса, который украсило выступление в партиях Китри и Базиля ведущих солистов Мариинского театра — Елены Евсеевой и Филиппа Стёпина.
На камерной площадке в фойе театра гости фестиваля смогли услышать и увидеть оперу Д. Бортнянского «Алкид», созданную по действующим в то время канонам на итальянское либретто Пьетро Метастазио. Была предложена концертная версия оперы в костюмах, с участием балетных исполнителей и двух камерных хоровых коллективов, детского хора Специальной музыкальной школы им. П.С.Столярского (руководитель Татьяна Яковчук) и хора «Ориана» Одесского областного центра украинской культуры (руководитель Галина Шпак). Этот проект осуществили дирижер Оксана Лынив и режиссер Сергей Зуенко. Наиболее убедительными на сегодняшний день выглядели исполнители вокальных партий: Алкид — Ирина Берлизова, Фроним — Владислав Горай, Эдонида — Алена Кистенева, Аретея — Анастасия Голуб. Что касается режиссерской и дирижерской интерпретаций, то можно сказать, что пока сделан только первый шаг к тому, чтобы найти верный ключ к этому произведению, еще не вошедшему в сценическую практику. Работа над ним, безусловно, должна продолжиться, так как сам факт обращения к партитуре Д. Бортнянского заслуживает всяческого одобрения.
Успех праздника такого масштаба, который длился больше недели, всегда связан с участием в спектаклях и концертах признанных мировых знаменитостей. В Одессе придумали замечательный ход, позволивший соединить местный патриотизм с восхищением заезжими звездами. А позвали организаторы фестиваля тех звезд, которые в свое время всходили на широкий небосклон, выпорхнув из стен родной альма-матер, некогда консерватории, а ныне Одесской музыкальной академии имени Антонины Неждановой. Ведь не случайно она носит имя знаменитой певицы, как не случайно и то, что в течение многих лет ее возглавлял воспитанник одесской вокальной школы, а позднее — и сам воспитатель новых талантов Николай Огренич. Я могла наблюдать, как перед началом заключительного концерта и в антракте стайка учеников, нынешних и бывших, собралась возле ложи своего уважаемого и любимого профессора, заведующей вокальной кафедрой академии — Галины Поливановой. Всем хотелось услышать ее мнение, поделиться своими впечатлениями, получить изложенные в нескольких словах советы и наставления.
О постановке пуччиновской «Турандот» следовало бы говорить отдельно. Это одна из премьер последних лет, которую я бы назвала программной. Если театр и в дальнейшем будет ориентироваться на такой уровень, он, образно говоря, догонит и перегонит собственную былую славу. Столь желаемый путь в Европу пролегает именно в таком направлении. Спектакль поставили приглашенные из Германии мастера: режиссер Кристиан фон Гетц, художник Лена Брексендорф, хореограф Верена Хирхольцер. Они избежали как соблазна перекраивания сюжета ради актуальной его модернизации, так и излишнего акцента на китайской экзотике с непременными красными драконами, змеями, статуями восточных божеств. Постановка получилась аскетичной и строгой, что соответствовало атмосфере самого произведения, в котором, как-никак, рубят головы молодым влюбленным, а жителей заставляют не спать по ночам, трепеща перед жестокостью своей правительницы.
Сценическая площадка окаймлена в спектакле высокими белыми стенами-экранами, на которых по ходу действия возникают видеоизображения — то как бы неясные тени и размытые картины, то женские лица. На фоне приглушенных пастельных тонов выделяются отдельные красочные детали. Это гигантское парадное платье Турандот в виде высокого постамента, на вершине которого в прорезе для головы появляется ее лицо. Это кроваво-красный наряд танцовщицы, символически изображающей палача и акцентирующей тему казни прежних искателей руки принцессы. Народ здесь носит повседневную рабочую одежду, представители власти — наряды, соответствующие их статусу. Сложнейшие партии Турандот и Калафа исполнили приглашенные знаменитости Анна Шафажинская и Константин Андреев, в послужном списке которых многочисленные победы на международных конкурсах, выступления на престижных европейских сценах. Анна Шафажинская обладает всеми данными настоящей оперной примадонны. У нее очень эффектная яркая внешность, она уверенно держится на сцене и так же уверенно преодолевает вокальные трудности. Константина Андреева я бы назвала интеллигентным и культурным певцом, который не стремился ошеломить публику форсированием звука и высокими нотами, а подчеркнул глубину внутреннего содержания образа влюбленного юноши, его твердую решимость растопить ледяное сердце гордой принцессы. Ничуть не уступила гастролерам в мастерстве и музыкальном чувстве солистка одесской оперы Лариса Зуенко, исполнившая партию маленькой самоотверженной Лю. Сцена смерти Лю получилась по-настоящему трогательной и проникновенной. На высоте и здесь, и во всех других эпизодах был весь актерский ансамбль. Хочется отметить и то, как удачно решил постановщик массовые сцены с участием хора. С одной стороны, хор в спектакле не был статичным, а выполнял действенные задачи. Вместе с тем в моменты, когда возникали хоровые интермедии либо выстраивались общие кульминации, все хористы выходили на авансцену, разворачивались лицом к зрителям и к дирижеру и застывали в живописных композициях, что помогало добиться тонкой нюансировки, а также чистоты и монолитности звучания хоровой массы.
Я не стану в этой статье останавливаться на значительно менее удачной постановке «Аиды». Скажу только, что весьма достойно выступила в заглавной партии солистка Национальной оперы Украины Оксана Крамарева. Значительно меньше впечатлил в партии Радамеса ее партнер Август Амонов. Но в гала-концерте он смог реабилитировать себя как ведущего солиста Мариинского театра, продемонстрировав вокальную свободу, темперамент, гибкое взаимодействие с партнерами в дуэтных сценах. Программа этого финального аккорда была составлена из сольных номеров и дуэтов популярных опер романтического репертуара, связанных с большими страстями, требующих крупного штриха, яркости и мощи звучания голосов, перекрывающих мощь оркестровой звучности. Исключением из этой превалирующей тенденции, пожалуй, оказалось выступление солистки Национальной оперы Украины Сусанны Чакоян, продемонстрировавшей в арии Линды из оперы Доницетти «Линда ди Шамуни» мастерское владение стилем классического бельканто, а в эффектной арии Олимпии из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, принятой на ура аудиторией, актерский талант и дар перевоплощения. На итальянском фоне выделились своим особым колоритом фрагменты из русских опер. Прекрасно прозвучала ария Алеко из одноименной оперы Рахманинова в исполнении корифея Мариинской сцены Михаила Кита. Триумфальным было выступление и в итальянском, и в русском репертуаре мощного драматического баритона, на сегодняшний день уже безусловного мастера высочайшего класса Виталия Билого. Удачно выступил и в партии Амонасро в «Аиде», и в концертной программе еще один воспитанник одесской вокальной школы Станислав Трифонов.
Интернет-трансляция гала-концерта под знаковым названием «Одесские звезды мировой оперы» расширила аудиторию его слушателей и зрителей. А сам фестиваль стал не только ярким событием культурной жизни Одессы, но и праздником надежды. Хочется верить, что и одесситы, и заезжие туристы будут впредь знать и ценить Одесскую оперу не только как архитектурный шедевр, но и как театр, имеющий свое неповторимое лицо, привлекающий внимание истинными художественными свершениями.