Впереди два месяца каникул. А с 26 по 31 августа прославленный коллектив будет сдавать творческий экзамен — пройдут его гастроли в Крыму (там киевляне не выступали почти 20 лет).
Традиционно сезон закрывали спектаклем «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского и гала-концертом ведущих артистов Национальной оперы. В программе были исполнены отрывки из лучших постановок текущего сезона. На одной сцене с мастерами выступали молодые артисты. Гала-концерт прошел с большим аншлагом, потому что в таких вечерах сконцентрированы лучшие творческие достижения театра и это всегда вызывает большой интерес публики.
— Под занавес сезона группа наших молодых танцовщиков вернулась из Москвы, где с триумфом выступила на Х Международном конкурсе балета. Украинские артисты завоевывал практически все первые награды в различных номинациях, — рассказал заведующий литературной частью Национальной оперы Василий Туркевич. — В Киев наша молодежь привезла восемь наград (из них: гран-при завоевывал Денис Матвиенко, три золотые, две серебряные, одна бронзовая медали и диплом). Это свидетельствует о высоком уровне и качестве нашей труппы и о той творческой среде, в которой работают молодые художники, потому что именно в театре артисты могут достичь высокого творческого уровня. Еще учась в хореографических училищах и академиях, сначала танцовщики выходят на сцену Киевской оперы в кордебалете, постепенно постигая свою будущую профессию: из небольших ролей, если обладают талантом, выбиваются в солисты и премьеры. В нашей балетной труппе у каждого танцовщика есть шанс показать себя и быстро пройти школу ученичества и стать художником...
В начале сезона режиссер Дмитрий Гнатюк обновил оперу «Мазепа» П. Чайковского (дирижер — В. Кожухарь, сценография М. Левитской). Наш театр вернулся к оригиналу произведения. Мы его исполняем на русском языке — то есть так, как оперу написал композитор. Раньше «Мазепу» на киевской сцене ставили восемь раз. Но эта постановка интересна тем, что мы больше драматизировали само произведение и главного персонажа — гетмана Мазепу. Герой предстает не только, как легендарная фигура, а в первую очередь как человек (с сильными и слабыми чертами). В спектакле хорошо себя показали молодые певцы. Хочу отметить, что успеху оперы способствовала талантливая солистка Оксана Дыка, блестяще исполнившая партию Марии.
Событием в музыкальном искусстве стала премьера оратории-балета «Киевские фрески» Ивана Карабица, которая была поставлена на нашей сцене спустя 20 лет после ее написания. Жаль, что автор так и не дожил до этого волнующего момента. Сначала «Фрески» собирался ставить Стефан Турчак, но в связи с болезнью, а потом и смертью этого выдающегося дирижера, произведение на два десятилетия положили на полку. В архиве нашего театра сохранились только оркестровые партии. Ноты восстанавливал ученик Карабица Артем Рощенко, а осуществили постановку сын композитора, дирижер Кирилл Карабиц хормейстер Лев Венедиктов, балетмейстер Алла Рубина, художник Мария Левитская. «Киевскими фресками» мы положили начало возвращению к лучшим традициям нашего театра, когда на сцене Национальной оперы исполнялись произведения современных украинских композиторов.
Для ценителей балета хореограф Виктор Литвинов сделал новую интерпретацию «Щелкунчика» П. Чайковского. Постановщик значительно изменил либретто спектакля, включил в балет очень интересный фрагмент — украинский танец. В «Щелкунчик» композитор включил танцы разных народов, а мы оригинал дополнили еще украинским танцем, который прекрасно лег в канву сюжета (музыку взяли из «Мазепы»). Петр Ильич любил Украину, хорошо знал народную музыку и мы считаем, что украинский танец органически вошел в балет «Щелкунчик».
А последняя премьера этого сезона — опера «Фауст» Гуно, которую поставил итальянский режиссер Марио Корради (дирижер Владимир Кожухарь, хормейстер — Лев Венедиктов, сценография Андрея Злобина). Несмотря на то, что во время создания спектакля было много разговоров о том, нужно ли осовременивать произведение: потому что есть в спектакле некоторые противоречия и он будет еще дорабатываться, (в постановке есть более удачные моменты, но есть и несовпадения с идеями и содержанием оперы Гуно). Но мы считаем, что эксперимент получился интересным и он имеет право на сценическую жизнь. В спектакле преимущественно занята молодежь и певцы справились с этим нелегким философским произведением.
— Что увидят крымчане и гости полуострова?
— Не секрет, что последние десятилетия в своей гастрольной деятельности наш театр, как правило, ориентировался не на украинскую публику, а иностранную. Мы много выступали в разных странах, в лучших оперных театрах мира. Преимущественно все наши гастрольные маршруты были ориентированы на Запад. Но сейчас ситуация меняется. Иностранный зритель — это хорошо и мы будем работать в этом направлении, но не следует забывать и об украинской публике. Например, в Крыму мы не были почти 20 лет! Поэтому поедем на гастроли в Ялту и Симферополь с волнением: как нас примут крымчане? Мы покажем оперу «Аида» Дж. Верди и большую концертную программу, в которой примут участие мастера вокала и балета нашего театра. Эти гастроли нам поможет провести Министерство культуры и туризма Украины.
— Когда театр начнет новый 138-й сезон? Планируете ли делать новые редакции украинской классики, потому что такие спектакли, как «Тарас Бульба», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», давно нуждаются в новой редакции. Будут ли ставиться произведения современных украинских композиторов?
— 14 сентября пригласим зрителей на открытие сезона. По традиции мы покажем «Тараса Бульбу» Лысенко. Да, вы правы, классический репертуар Национальной оперы нуждается в обновлении не только в сценографии, но и в костюмах. Нужно сделать новые режиссерские постановки, чтобы спектакли были не архаичны и заинтересовали широкий круг слушателей. Сначала мы сделаем новую инсценизацию «Наталки Полтавки», а потом «Тараса Бульбы» и «Запорожца за Дунаем». Нужно, чтобы театр был не только по названию, но и по сути национальным. К сожалению, некоторое время мы этому вопросу не придавали особого внимания. Сегодня пытаемся идти в фарватере национальной политики, которую провозгласила новая власть, ставить спектакли украинского репертуара. Еще в этом сезоне мы начали работу над оперой Виталия Кирейко «Боярыня», которую композитор написал по одноименной поэме Леси Украинки. В декабре должна состояться премьера.
У каждого театра есть свой спектакль-визитка. В Большом театре это — «Борис Годунов» М. Мусоргского, а у нас «Тарас Бульба» Н. Лысенко, но постановку нужно обновить. Есть у нас планы поставить оперу «Богдан Хмельницкий» К. Данкевича и это, возможно, станет подарком меломанам к юбилею прославленного гетмана, который будет отмечаться в 2007 году.
Балетная труппа работает над двумя произведениями, написанными современными композиторами. Юрий Шевченко написал музыку к балету «Пиноккио», а Михаил Чембержи к спектаклю, который расскажет о рождении балета как жанра (пока с точными названиями балетов мы еще не определились). К 250-летию Моцарта есть у нас планы поставить балет на музыку этого классика и, возможно, обратимся к одной из опер композитора.
— В вашем театре началась реорганизация. Этот процесс очень болезненный, потому что он ведет к сокращению штата, а это — судьбы артистов. Как в следующем сезоне изменится структура труппы? Например, в ведущих оперных театрах на Западе в штате работают оркестранты, хористы, кордебалет, технический персонал и административная служба, а солистов приглашают на конкретные проекты. Каким путем пойдет Национальная опера?
— Учитывая новый закон «О театре», недавно принятый Верховной Радой, во всех театрах страны должны пройти кардинальные перемены. Новый закон обязывает дирекцию театра перевести весь творческий состав на пятилетние контракты или трудовые соглашения. Это предоставляет возможность администрации внимательно посмотреть на актера, проанализировать его творчество: и продлевать с ним контракт или же распрощаться. Не всем такие новации нравятся, но чтобы у театра была хорошая труппа — только такой путь правильный. Актеры должны постоянно держать себя в творческой форме и отчитываться каждые пять лет перед художественным советом, что могут работать на главной оперной сцене Украины. Сейчас в нашем театре работает 1200 человек (это технический и творческий состав). У нас прекрасный репертуар — более 50 оперных и балетных спектаклей. Кстати, ни в одном театре нашей страны нет такого большого и разнообразного репертуара. Он требует мобилизации творческих сил и смены исполнителей, то есть количество и качество должны совпадать.
— Репертуар Национальной оперы действительно большой, но есть спектакли, например «Катерина Измайлова» Шостаковича, которые идут очень редко. Почему так происходит?
— На последнем художественном совете театра мы как раз об этом говорили. Нам следует более динамично и оптимально использовать потенциал труппы. Не должно быть такого, чтобы спектакль шел один раз в месяц. А для того, что в форме были артисты и произведение хорошо выглядело, спектакль должен идти минимум трижды в сезон. Нам нужно осмыслено относится к репертуару.