XIV Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», четыре последних года проходящий под патронатом президента Беларуси Александра Лукашенко, уже стал страничкой истории в культурной жизни стран, которые принимали в нем участие. Эмоции и страсти, связанные с Конкурсом молодых исполнителей эстрадной песни — главным событием феста, уже улеглись, победители названы («День» рассказывал о них в № 131), Дни Украины, Беларуси, России, а также сопутствующие им мероприятия (фотовыставки, театральные и кинопрограммы, сольные концерты звезд эстрады и юмора и т.д.) состоялись, поэтому — время подвести некоторые итоги.
ЛОМАЕМ СТЕРЕОТИПЫ
В этом году на фестиваль приехали 5 тыс. участников из 34-х стран, в числе которых впервые — Бразилия, Чили, Иран. Работу освещали около 200 представителей СМИ. Бюджет «СБ» составил 2 млн. 273 тыс. долларов США, при равном долевом вкладе России и Беларуси. Украинская сторона в последние несколько лет за свой счет привозит лишь собственную делегацию. Кстати, в этом году она была самой малочисленной по телевизионщикам, в результате чего информация о «СБ» на украинском ТВ выдавалась в эфир крайне скудно, интересующиеся вынуждены были получать ее из вторых рук и с существенным опозданием — в основном из российской телесети. Обещанной телетрансляции по УТ 1 тоже не было.
Первый и главный вопрос, который в разной степени мучил всю нашу группу: а нужен ли Украине «Славянский базар в Витебске» вообще? По крайней мере, в том формате, в котором он сейчас проходит, т.е. в тотально попсовом? С приглашением экс-советских звезд в виде давно набивших оскомину Буйнова, Газманова, Моисеева, псевдофольклорного коллектива «Русская душа» во главе с Людмилой Николаевой и им подобных, которые без стыда поют под фонограмму свое репертуарное старье. И даже Михаил Боярский, яркий представитель этих самых звезд, работавший членом жюри нынешнего Конкурса молодых исполнителей, вынужден был признать, что фест «несколько, а вернее сказать, сильно старомоден». Это же мнение, как ни странно, разделяли многие российские журналисты: дескать, уровень участников оставляет желать лучшего, пора бы его повышать и т.д. Что уж говорить об отдельных отечественных горячих головах, которые, сломавшись на выступлении очередного «фанерщика», доказывали, что Украина выросла из «детских штанишек» «СБ» и пора бы ей устремляться к новым, европейским высотам. Ведь очень скоро нам предстоят Дни Украины в Италии, а Франция до сих пор не может опомниться от культурного шока, вызванного украинскими артистами... Однако министр культуры и туризма Оксана Билозир убеждена, что «мы должны взять на себя миссию сломать стереотипы, сложившихся на «Славянском базаре в Витебске» в течение многих лет. Мы обязаны это сделать хотя бы с учетом того, что в Беларуси живет многочисленная украинская диаспора». Ее поддержал певец Святослав Вакарчук и многие другие артисты: «Нам обязательно нужно дружить культурами и обязательно участвовать в «СБ», потому что искусство аполитично, не имеет границ и взаимно обогащает». Чем же Украина обогатила витебчан и гостей города на этот раз?
«БОМБА» ОТ ВАКАРЧУКА
Если Беларусь на своем Дне сделала акцент на военно-патриотической тематике (почти все песни посвящались 60-летию победы во Второй мировой войне), а Россия представила просто сборную солянку невыразительных концертных номеров (исключение — номер Пелагии), то украинский проект «Возвращение в будущее» (продюсер — Государственное гастрольное агентство «Украина» во главе с директором Ярославом Гуськовым), поставленный молодым режиссером Дмитрием Ципердюком стал настоящим прорывом в массовом сознании зрителей. Хотя не все восприняли новый формат нашего концерта, но равнодушным он не оставил никого. «Ну вы, хохлы, и дали!» — восхищенно воскликнул один московский коллега. «Н-да, это не наш отстой, это настоящая Европа», — задумчиво почесал затылок второй. А третий, манерный юноша, известный еще по «Акулам пера», сообщил, что ничего так и не понял и вообще все было плохо, потому что громко и с огромными паузами. А белорусские журналисты подходили к украинским участникам и благодарили за доставленное удовольствие, интересную концепцию (этномюзикл) и прекрасный вкус.
Посмотреть и послушать действительно было что. Языческие песни и пляски в хореографической композиции «Купальщина» Хора им. Г. Веревки, «Адажио» Альбинони в исполнении потрясающего дуэта Натальи Валевской и Владимира Гришко, завораживающий речитатив Нины Матвиенко, модерный драйв «Гайтаны», вдохновение юной Алины Стрижак, зрелищное шоу Андрея EL-Кравчука и балета «Фридом», смешные пародии дуэта «Свитязь». Работа ведущих отечественных диджеев представила музыкальную палитру нашей страны во всем ее богатстве и многообразии.
Но, как водится, не обошлось без ложки дегтя. Во-первых, видеоряд был рассчитан на большой экран, а хозяева предоставили маленький, поэтому «картинка» не впечатлила, хоть, говорят, должна была. Лазерное шоу осталось лежать «в чемоданах», так как сцена не готова была его принять. А отсутствие профессиональных ведущих (их заменили титры на экране) сыграло злую шутку с местными телевизионщиками, которые вели прямой эфир. Дело в том, что рок-команды «Друга ріка», «Скрябин» и «Океан Эльзы» слишком долго настраивали аппаратуру, поэтому «была ужасная дырка в эфире, брак в работе, многие мои коллеги потеряли премии из-за того, что не предусмотрели подобные вещи, но ведь подобного не было ни на одном «Славянском базаре», — сказала «Дню» известная белорусская телеведущая Елена Спиридович, которая традиционно ведет фестивальные концерты в Витебске, — здесь бы и пригодились грамотные люди на сцене, которые могли бы заполнять такие непредвиденные паузы». На этих словах к нам подскочил радостный московский журналист: «Правильно, не умеете профессионально работать — не лезьте на сцену!» Елена мгновенно отреагировала: «А вообще, на украинском концерте была эмоциональная, чувственная, яркая атмосфера, я получила истинное удовольствие, испытала бездну эмоций. Привозите такие концерты еще, удивляйте нас!» Однако следует заметить, что даже давно привыкшим к вольностям наших рок-звезд на сцене украинским журналистам тоже не все было понятно в их поведении до и во время концерта. Может, если бы «Океан Эльзы» не проигнорировал репетицию, то не было бы этих досадных «провисаний», во время которых публика просто бесновалась от злости? «Это нормальная практика на Западе, там настраивают аппаратуру по 30-40 минут — и никто не возмущается», — прокомментировал после концерта довольный собой Вакарчук. Может и так, но если ломать стереотипы, то начинать нужно явно не с этого. Кстати, лицо, приближенное к лидеру «океанщиков», пообещало журналистам, что «Славик на вечернем концерте взорвет настоящую «бомбу». Все ждали в предвкушении. Однако Вакарчук, в странном возбуждении спевший три песни, призвал присутствующих «не сдаваться без боя», пожаловался на организаторов, которые не разрешают спеть столько песен, сколько хочется, и удалился со сцены так же внезапно, как и появился, даже не попрощавшись со зрителями, которые явно остались в недоумении. Это и была «бомба»? Или он забыл ее в гримерке? Как бы там ни было, но мгновенно расползлись ненужные и неприятные слухи о неадекватном поведении главного «океановца». Впрочем, давно поговаривают, что у Вакарчука тяжелая форма «звездянки»… Но на фоне праздника, который прошел на ура, такие погрешности — ничтожно малая величина, которой, как говорят математики, можно и пренебречь.
БЫЛ ЛИ СГОВОР ЧЛЕНОВ ЖЮРИ?
Главная интрига фестиваля развернулась на Конкурсе молодых исполнителей. Кто возьмет гран-при, как разделятся места? Журналисты соревновались между собой, кто окажется более прозорливым. Впрочем, после первого же дня, когда исполнялись известные шлягеры на славянских языках, сомнений ни у кого не осталось: 103 балла, отданных международным жюри под предводительством генерального секретаря Международной федерации фестивальных организаций (FIDOF) Марио Морено белоруске Полине Смоловой за песню «Польская мадонна» из репертуара Марыли Радович, стали серьезной заявкой на победу. Высокие баллы получили также македонец Марьян Стояноски, израильтянин Шай, белоруска Гюнеш, украинки Наталья Валевская («Край, мій рідний край») и Анастасия Тимофеева («Аве Мария»), а также болгарка Эмилия Валенти. Именно эта группа могла претендовать на призовые места, поскольку она намного оторвалась от других участников. Самыми слабыми конкурсантами оказались две российские исполнительницы. На вопрос журналистов, почему Россия прислала конкурсанток с невыразительным вокалом, экс-министр культуры РФ Михаил Швыдкой философски заметил: «Им просто не повезло, а вообще-то они хорошие девушки». Для художественной самодеятельности просто отличные, — мысленно добавили представители СМИ...
Второй день соревнований сюрпризов не принес. К наивысшим оценкам Полины Смоловой за песню «Журавлиное эхо» добавились результаты интерактивного голосования телезрителей, и судьба гран-при была решена. 25-летняя «президентская» стипендиатка положенных за гран-при 10 тыс. долларов из страны вывезти никому не дала. Собственно, никто с самого начала в этом и не сомневался. Беларуси в третий раз подряд возглавила список лауреатов. Правда, слухи о «договорном» конкурсе никто из членов жюри и организаторов журналистам не подтвердил (хотя и не опроверг). Первое место по праву досталось очень сильному вокалисту из Македонии. Как и ожидалось, любимчик публики Шай разделил второе место с Гюнеш. А третье поделили Украина и Болгария. Тимофеева во втором туре спела явно ниже своих возможностей, а вот Валевская выложилась на все сто. С песней «Чорнобривці» она вызвала шквал аплодисментов и вышла на третье место. Хотя, по мнению члена жюри Владимира Гришко, была достойна более высокой награды: «Наталья чувствует каждую ноту, каждое слово, она понимает, о чем поет, и умеет донести это до слушателя. Я вообще оцениваю Валевскую и Тимофееву как лучших конкурсанток. Они не кричат, а поют. Не проблема показать силу голоса, намного важнее то, как певец им владеет. Обе украинские исполнительницы владеют голосом отлично, я выставил им высшие баллы, однако кроме меня в жюри еще десять человек...»
Коллега г-на Гришко по судейству Михаил Боярский оценивал конкурсантов по принципу «нравится — не нравится»: «Девчонки очень сильные, ребята слабее. Особенно хороши были белоруски и украинки, причем все четверо одинаково великолепны, пели блестяще, с такой душой и таким трепетом! Правда, первый день сильно отличался от второго — те, кого я считал явными лидерами, вдруг проигрывали, и наоборот. Но настоящих открытий — таких, чтобы ах! — не случилось, хотя общий уровень был достаточно высок. Я «жюрил» впервые и больше этого делать никогда не буду. Во-первых, нельзя судить артиста по конкурсу, потому что он может переволноваться и спеть не так ярко. Конкурс — это всего лишь форма подачи песни, а не показатель мастерства. Наши сегодняшние победители абсолютно равны в профессионализме, каждый достоин серьезных сольных концертов, а баллы — вещь субъективная. Во-вторых, я убедился в том, что судить талантливого артиста мало кто имеет право — пусть это делает публика».
ПЕРЕМЕНЫ ВОЗМОЖНЫ, НО...
Нельзя не отметить, что мероприятия, которые проводились в рамках фестиваля, были зачастую малоинтересны. Особенно это касается кинопоказов и театральных постановок. Заявленные спектакли частенько отменялись, как в «Современнике» (хотя сама Галина Волчек на «Звездных встречах» была выше всяческих похвал) и заменялись чуть ли не литературными чтениями. Так, вахтанговцы привезли откровенную халтуру — антрепризу «Будьте здоровы», на которой можно было с трудом высидеть минут 15, да и то из уважения к Марианне Вертинской и Игорю Шалевичу. Шведский театр «Альбатрос» был слишком сложен для восприятия обыкновенного зрителя. Пожалуй, лишь Кама Гинкас со своей «Скрипкой Ротшильда» не обманул ожиданий публики и не опустил профессиональную планку.
Кинопрограмма не отличалась новизной: «Папа» Владимира Машкова, «Свои» Дмитрия Месхиева, «Татарский триптих» Александра Муратова, «Мамай» Леся Санина и несколько других шли в полупустых залах, потому что не было должной рекламы ни в городе, ни по телевидению. Кроме того, в программе заявлялось, что картины будут представлять режиссеры или известные артисты, в них снявшиеся, но, увы, ни одного из них зрители так и не увидели.
Каждому из гостей хотелось увезти на память о Витебске какой- нибудь сувенир. Большие надежды в этом плане возлагались на «Город мастеров» (нечто вроде нашего Андреевского спуска), где каждый год выставляют плоды своего труда народные умельцы: резьба по дереву, чеканка, изделия из соломки, глины, металла, лозы и пр. Однако эти мастера растворились среди массы продавцов ширпотреба, которого полно в любой стране. К сожалению, истинно белорусские изделия, отражающие дух и традиции народа, почти никому найти не удалось, разве что Михаил Боярский прикупил себе соломенную шляпу, да Андрей EL-Кравчук похвастался оранжевым льняным костюмчиком, который он хочет использовать как сценический наряд. Кстати, в «Городе мастеров» можно было встретить много наших соотечественников: как раз у них наиболее бойко шла торговля и собирались огромные толпы зевак.
В следующем году будет юбилей «Славянского базара в Витебске». Планов у организаторов — громадье. Они хотят пригласить на фест президентов Украины, Беларуси и России, перед которыми споет трио славянских теноров (проект Владимира Гришко). Планируется, что впервые проведут Конкурс молодых оперных исполнителей. Поэтому, очевидно, «СБ» нам всем все же необходим, хоть цели у каждой страны разные. Думается, именно Украина в состоянии шаг за шагом менять его формат на современный — более модный и качественный. А пока, как остроумно заметили артисты дуэта «Свитязь», «Славянский базар в Витебске» — это «экскурсия в наше советское прошлое, от которой мурашки бегут по коже».