Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О духовно-художественном «хлебе»

2 октября Николаевский академический областной театр кукол откроет 50-й сезон, впрочем, если карантин не помешает...
28 сентября, 2020 - 19:27

Событие, которое в системе координат театральной Украины могло бы стать одним из самых заметных, ведь по случаю своего полвека николаевские кукольники готовят ряд самых разнообразных художественных и социальных проектов.  Но в итоге, несмотря на карантин, должны ограничиваться минимальной праздничной программой. Впрочем, директор-художественный руководитель Виктория Терещенко, которая в рамках этого юбилея имеет еще и свою персональную круглую дату — возглавляет театр уже 25 лет, — не теряет оптимизма и верит, что все юбилейные идеи, пусть и чуть позже, будут воплощены.

«ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД РЕШИЛИ СОЗДАТЬ КУКОЛЬНУЮ КАРТУ УКРАИНЫ»

— Мы имели грандиозные планы, но в связи с пандемией от большинства из задуманного пока пришлось отказаться, — говорит Виктория.  Живем сегодняшним днем, поскольку не знаем, что будет завтра... По случаю юбилея даже собирались в гастрольный тур по Украине, но сейчас это, конечно, невозможно.  Сезон будем открывать 2 октября премьерой «Ревизора», режиссер — Михаил Урицкий, с которым наш театр давно и искренне дружит.  Среди других премьер сезона — новогоднее детское шоу, спектакль «Сказочка на новый лад. О волке и козлятах».  В нем, кстати, будет представлен новый взгляд на известную сказку: волк у нас не злой, а некий интеллигент, внешне будет даже похож на Эйнштейна.  А#козлята — такие озорники, непослушные, которых волк пытается приструнить, приучать их любоваться звездами и побуждать стать послушными.  Готовим также концертную программу для взрослых.

Планируете ли развивать в дальнейшем «Хрустальную куклу» — Всеукраинский фестиваль театров кукол и студий кукольного искусства, который проходит в Николаеве?

— Непременно!  Сейчас мы начинаем юбилейный сезон, а в следующем году юбилей будет праздновать наша страна.  К этим выдающимся событиям начали готовиться заранее, а потому еще пять лет назад решили создать кукольную карту Украины.  К нам на фестиваль приезжают представители разных регионов со своими детскими театральными студиями.  Театр показывает спектакль, а детская студия должна подготовить инсценировку на 15—20 минут о примечательных особенностях родного края.  Херсонцы привезли сказку о Каванчике и подарили нам на эту карту куклу Кавунчик.  Соответственно, другие театры — так же пополняли ее тематическими куклами-изюминками.  Этот фестиваль мы пытались создать еще в начале 2000-х, но все не получалось.  Мне кажется, если бы тогда удалось об этом форуме активно заявить, мощно его запустить, то он бы уже столько лет работал на объединительную идею, которой, как свидетельствуют нынешние события на востоке страны, нам так не хватало.  Интересно также, что это фестиваль для всех возрастов, ведь к нам приезжают студенты высших и средних профильных учебных заведений.  Кроме спектаклей, мастер-классов, различных других фестивальных событий, естественно, происходит живое общение, которое с годами крепнет, на котором держится наше профессиональное сообщество.  В фестиваль вовлечен весь Николаев, ведь обязательным пунктом нашей программы является карнавальное шествие по центральным улицам города, к которому охотно приобщаются жители города, готовят костюмы и приходят целыми семьями.  Обычно фестиваль проходит или на открытие, или же на закрытие сезона.  В этом году наша «Хрустальная кукла» до декабря проходит в онлайн-формате.  В следующем, надеюсь, мы, наконец, соберем кукольную карту до конца.  Меня часто спрашивали: ну, вот соберете вы эту карту Украины, а дальше что?  Я отвечаю, что дальше будем собирать карту Европы, а там и мира.

Уже, кажется, все согласились с тем, что кукольные театры — не только для детей.  Но остаются и те, кто к этой идее еще относится с иронией и может представить себя в партере кукольного театра разве что рядом с собственным ребенком или внуком...

— Не устаю повторять, что театр кукол — это жанр.  Это как театр оперы и балета, театр оперетты, драматический театр... Детским кукольный театр сделали в советское время, когда доминировало мнение: если кукла — это для детей.  В нашем репертуаре есть разные представления для взрослых, в частности «Ханума», спектакль по Декамерону «Ах, любовь, любовь...», «Фигаро», сейчас вот выпускаем «Ревизора».  Двадцать лет назад в нашей афише был спектакль «Дон Жуан в ХХ веке», на который очередь в кассы растягивалась на два квартала.  Хочу также отметить, что актер театра кукол — это универсальный солдат, которому по силам работать в любом театре.  А тут у него в руках еще и инструмент — кукла.  Если сравнивать с симфоническим оркестром, то там у музыкантов меняются ноты, а инструмент один.  В кукольном же театре мало того, что разные ноты каждый раз, имеется в виду разная пьеса, — здесь еще и каждый раз новый инструмент, к которому нужно приспособиться, вдохнуть в него жизнь, определить его характер.

— А как к коллегам из кукольных театров относятся представители драматических театров?

— Честно говоря, большинство из них — довольно пренебрежительно.  Однажды на коллегии в Киеве я вышла и сказала, что моя речь не будет длиннее, чем десять минут.  И предложила всем участникам собрания поднять дневники, которые нам там раздали, и подержать на вытянутой руке в течение этого времени.  Мало кто додержал его до десятой минуты.  И тогда я предложила им задуматься над тем, что этот дневник весит не более, чем каких-то триста граммов, а у актеров-кукольников кукла обычно куда тяжелее.  И ее нужно не только держать на вытянутой руке значительно дольше, но и вдохнуть в нее душу и сделать так, чтобы зрители в зале смеялись или плакали вместе с ней.  После моей речи все стали улыбаться и аплодировать, надеюсь, что и к труду актеров-кукольников они с тех пор стали относиться с большим уважением.

— До кукольного театра вы работали в ТЮЗе.  Тогда тоже с уважением и пониманием относились к кукольникам?

— Я всегда любила театр кукол.  Но когда погрузилась в эту атмосферу, то поняла, что здесь вообще другие отношения.  Это большая дружная семья.  Причем не только в нашем театре — я имею в виду кукольное братство в масштабах страны и даже мира.  Когда актер-кукольник попадет в беду в какой-нибудь другой стране, останется там без денег или случится с ним еще что-нибудь, то нужно просто прийти в местный театр кукол, представиться, рассказать о своей проблеме.  Его обязательно накормят, уложат спать и даже купят билет домой.  Я сомневаюсь, что такое братство существует среди других театров.

«ЕЩЕ СО ВРЕМЕН НЕРОНА И СЕНЕКИ ТЕАТР БЫЛ УБЫТОЧНЫМ И ДЕРЖАЛСЯ ЗА СЧЕТ МЕЦЕНАТОВ ИЛИ ГОСУДАРСТВА»

— Отличаются ли принципы жанра кукольного театра в разных странах, и если да, то чем?

— До недавнего времени мы старались при малейшей возможности ездить друг к другу в гости — обычно это соседние страны, но и другие тоже — и показывать наши спектакли. И как по мне, каждая страна имеет свои особенности жанра кукольного театра. Должна признать, что здесь европейская школа несколько отстает от школы постсоветской. У нас более разнообразные куклы, у нас почитают систему Станиславского... По качеству постановок, по подходу к выбору репертуара, по методике работы с куклой наши театры, по моему мнению, находятся на высшем уровне.

Сейчас редкий театр может похвастаться сверхприбылями.  Возможно, кукольники здесь в меньшинстве, ведь, в отличие от больших театров, можно зарабатывать за счет мобильных выездных спектаклей в садики, школы?

— Мы — областной театр, областная власть обеспечивает нам заработную плату и частично коммунальные расходы.  На новые постановки или находим спонсоров, или выиграем гранты.  Есть старый автобус, на котором ездим с представлениями, но на 100 километров он требует 33 литра бензина — с такими затратами об особых заработках говорить не приходится.  Хотя я всегда была противником того, что театр должен зарабатывать.  Еще со времен Нерона и Сенеки театр был убыточным и держался за счет меценатов или государства.  Как можно говорить о заработке, если это детские спектакли?  И когда нам ставят в пример Театр Образцова в Москве, то я отвечаю, что если бы у нас был такой туристический поток, как там, может быть, мы тоже зарабатывали бы столько же.  До распада СССР наш город был закрытым, мы только начинаем открываться для туристов.  Если бы на то была моя воля, я руководствовалась бы тем, что билет в театр должен стоить не дороже, чем батон.  Чтобы у мамы не возникало вопроса, что купить в первую очередь.  Театр — это тот же хлеб, только духовный, дорого его продавать нельзя, это как жизненно необходимая вещь.  Несмотря на все, стараемся держать цену на билеты, которые сейчас у нас стоят 50 гривен.  Для театра — любого, не только кукольного — важно охватить как можно больше людей.  Иногда мы приезжаем в деревню, а там не то что ребенок, а также родители и дедушка с бабушкой никогда не были в театре.  Поэтому на наши спектакли в деревнях идут всей семьей.

— Ваша прошлогодняя премьера «Маугли» режиссера Михаила Урицкого вошла в лонг-лист Всеукраинского фестиваля-премии «ГРА». Это особая постановка, рассчитанная, в том числе и на детей со слабым слухом. История Киплинга на вашей сцене оживает с помощью куклы, пластики тела, низкочастотной музыки, языка жестов... Планируете ли вы продолжать политику инклюзивных спектаклей?

— В нашем репертуаре — почти сорок спектаклей, и в последнее время мы сознательно обращаем внимание на детей с инклюзией.  В дальнейшем это внимание, убеждена, будет только усиливаться.  После «Маугли» — главная идея сказки, как вы помните, звучит как «мы с тобой одной крови», — думаем над спектаклем для детей с проблемами зрения.  Мне посчастливилось видеть спектакли, построенные на тактильных ощущениях, на ощущениях запахов, прикосновений, — это было очень интересно и имело огромный эффект для соответствующей категории зрителей.  Михаилу Урицкому, как он сам сказал, интересно что-то сделать для солнечных детей... Возможно, эту идею он воплотит и в нашем театре.

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ. Фото предоставлено театром
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ